3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины отмены контроля за трансфертным ценообразованием investiminfo

Минфин задумался об отказе от контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри РФ

Москва. 4 апреля. INTERFAX.RU — Минфин РФ разрабатывает законопроект об отмене контроля за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским операциям, за исключением режимов с пониженным налогом на прибыль, и пролонгации на длительный период моратория на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

«Есть пакет предложений, который мы обсуждали и который мы сейчас дорабатываем технически. В общих чертах он выглядит таким образом: мы не разрешаем создание новых КГН и расширение существующих, мы отменяем контроль за трансфертным ценообразованием внутри страны, за исключением зон риска — это, например, особые экономические зоны, РИПы (региональные инвестиционные проекты — ИФ), специнвестконтракты, территории опережающего развития, везде, где применяются пониженные ставки налога на прибыль. И налагаем на участников КГН дополнительные обязательства по информированию субъектов РФ по их прогнозным поступлениям, распределению платежей налога на прибыль внутри группы», — сказал «Интерфаксу» замминистра финансов Илья Трунин.

На вопрос о том, будут ли предусматриваться меры по включению в периметр КГН всех юрлиц, которые зависят от компаний группы на более чем 90%, убрав возможность не включать в группу генерирующие прибыль компании, о чем ранее говорил министр финансов Антон Силуанов, Трунин ответил, что этот вариант еще будет обсуждаться. «Если мы ограничиваем создание новых и изменяем периметр действующих — это немного не бьется. Мы еще будем обсуждать эту тему. Мы договорились, что количество КГН увеличивать не будем», — сказал Трунин.

По словам замминистра, рассматривается возможность продления моратория «лет на пять». Конкретный период еще обсуждается. «Я думаю, что на достаточно длительный промежуток, чтобы это укладывалось в среднесрочный прогноз», — отметил Трунин.

Поясняя эти предложения, замминистра отметил: «Дело в том, что КГН — это очень правильный инструмент, но он может существовать только в том случае, если налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет. Если он не зачисляется в федеральный бюджет, его получатели недовольны (из 20% налога 3 процентных пункта зачисляется в федеральный бюджет, 17 — в бюджеты регионов — ИФ). И мы это видим. И у нас есть два варианта — либо избавиться от КГН, либо централизовать налог на прибыль. Централизовывать налог на прибыль сейчас в здравом уме никто не будет, поэтому придется ограничить КГН, потому что субъекты, действительно, не представляют, кто у них налогоплательщик и как у них формируется налоговая база. Поэтому мы по меньшей мере замораживаем ситуацию, мы исключаем тот фактор, который, в основном, мотивировал на создание КГН — это контроль за внутренним трансфертным ценообразованием, говорим о том, что если ты НДПИ по адвалорной ставке платишь, это контролируемая сделка, если резидент особой зоны — контролируемая сделка, но если вы просто взаимосвязанные лица в обычной линейной сделке, не надо готовить документацию, и контроля за трансфертными ценами внутри российской сделки нет».

По словам Трунина, «массу деталей» законопроекта еще предстоит обсудить. Однако он отметил, что «в весеннюю сессию должны его принять».

Ранее, в 2015 году, ТПП предлагала отменить контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам. Однако Минфин выступил против, отметив, что иногда этот контроль излишне обременителен, но до тех пор, пока налог на прибыль организаций формирует доходную базу бюджетов субъектов РФ, он представляется необходимым. При этом он предлагал поднять порог суммы сделок, подпадающих под контроль, с 1 млрд до 2 млрд рублей, но это так и не было сделано. Комитет по бюджету и налогам Госдумы предлагал приостановить такой контроль на 2015-2016 годы, чтобы налоговые органы сосредоточились на контроле за внешнеэкономическими сделками. Предложение также не было поддержано.

Позже сам Минфин признавал избыточность контроля за ценообразованием между российскими компаниями. В частности, Трунин в феврале говорил об ограничениях, которые накладывает само федеративное устройство государства на принятие решений о модернизации налогов. «У нас федеративное государство, и из этого следует, что в дополнение к полномочиям расходным (. . .) у субъекта РФ должны быть еще и налоговые полномочия, не просто закрепленные источники доходов, а и полномочия по установлению соответствующих налогов, их регулированию, предоставлению льгот. Это накладывает очень серьезные ограничения, в том числе, и на налоговую политику как таковую, на основные инструменты налоговой политики», — сказал он на налоговом форуме РСПП.

«Например, хороший институт КГН? Да, прогрессивный, правильный инструмент консолидации в налоговых целях, который используется во многих странах мира. Хорошо ли использовать контроль за трансфертным ценообразованием для контроля операций внутри страны? Отвратительно. Не нужно этого делать, и большинство стран мира этого не делает, потому что это бессмысленно. Но мы заморозили одно и активно применяем второе. Не потому, что мы не знаем, что так не надо делать, а потому, что устройство федеративного государства накладывает на нас ограничения, которые мы таким образом пытаемся преодолеть», — отметил замминистра.

По данным ФНС, в 2017 году налогоплательщики представили более 16 тыс. уведомлений о контролируемых сделках, общая сумма которых превышает 344 трлн рублей. При этом 61% приходится на внутрироссийские сделки, 39% — на внешнеторговые.

Закон о новых правилах регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях вступил в силу с 1 января 2012 года. Ранее налогообложение при трансфертном ценообразовании регулировалось статьями 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Закон ввел в кодекс новый раздел, который более детально прописывает нормы о так называемых трансфертных ценах и условиях их контроля.

КГН в России

Закон о КГН вступил в силу также с 1 января 2012 года. КГН признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора для исчисления и уплаты этого налога с учетом совокупного результата их хозяйственной деятельности. Право на создание консолидированной группы налогоплательщиков в России имели только достаточно крупные налогоплательщики с совокупной суммой НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ не менее 10 млрд рублей за календарный год, предшествующий созданию КГН. Суммарный объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, а также других доходов компаний группы должен составлять не менее 100 млрд рублей, совокупная стоимость активов — не менее 300 млрд рублей. КГН может быть создана при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций, и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%. Одним из преимуществ создания КГН является снижение уплачиваемой группой суммы налога на прибыль в связи с тем, что участники могут суммировать прибыли и убытки каждой из компаний в составе консолидированной группы. Сделки, заключенные между организациями КГН, не являются предметом контроля за трансфертным образованием. За исключением сделок, предмет которых — добытое полезное ископаемое — объект налогообложения НДПИ с применением процентной ставки.

В РФ действуют 16 КГН. Этот институт практически с самого начала стал беспокоить регионы, которые жаловались на падение поступления налога на прибыль в бюджеты после создания групп. В результате формирование новых групп и расширение существующих было заморожено: сначала на год в 2015 году, затем «заморозку» продлили на 2016-2017 годы, с 2018 года компании могут подавать заявления на создание КГН, однако зарегистрированные договоры на их создание смогут вступить в силу только с 2019 года. В начале этого года тема КГН вновь обострилась — и в Госдуме, и в Совете Федерации высказались за продление моратория и существенные изменения самого института. Минфин и Минэкономразвития в свою очередь отмечали, что институт должен быть сохранен, но ужесточено его действие, в частности, должны быть закрыты лазейки, позволяющие не включать в группы компании, приносящие прибыль, и налажено более тесное взаимодействие групп с региональными властями.

Читать еще:  Декларация по НДС форма скачать бланк 2019 - 2020 года

По действующему законодательству, контролируемыми сделками между российскими взаимозависимыми лицами признаются сделки, сумма доходов по которым за год превышает 1 млрд рублей. Кроме того, сделки признаются контролируемыми, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ со ставкой, выраженной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое; или если хотя бы одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или применяет нулевую ставку по нему; или если хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций; или хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую или пониженную ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет; или если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом «Сколково». Перечисленные сделки признаются контролируемыми при сумме доходов по ним за год более 60 млн рублей. Если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком единого сельхозналога или ЕНВД, сделки признаются контролируемыми при сумме доходов по ним за год более 100 млн рублей.

Причины отмены контроля за трансфертным ценообразованием

В России для трансфертного ценообразования 2018 год стал переломным. На самом высоком уровне было принято решение отменить налоговый контроль за ним (Закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ с изменениями в Налоговый кодекс РФ). Рассказываем, почему власти пошли на такой шаг и что это даст бизнесу.

Потери компенсирует повышение НДС

В июне 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о предложении Правительства отменить с 2019 года контроль трансфертного ценообразования (ТЦО). Сразу отметим, что эта мера носит компенсирующий характер – поскольку с 2019 года грядёт повышение НДС с 18% до 20%.

При решении вопроса об изменении трансфертного ценообразования чиновники рассуждали следующим образом. Возможностей для серьезных налоговых смягчений сейчас нет, но нужны пути снижения административной нагрузки на средний и крупный бизнес (для малого и микробизнеса уже были различные предложения, в т. ч. по самозанятым гражданам). Тогда снова встал вопрос об отмене контроля за ценообразованием внутри России, так как это слишком серьезная административная нагрузка на бизнес. В итоге, было принято решение об отмене такого контроля, потому что это существенно облегчит положение бизнеса.

Зачем вводили контроль за ТЦО

Контроль за трансфертным ценообразованием был введен в России в 2012 году. Тогда ФНС поручили мониторить цены сделок между компаниями внутри холдингов, которые могли существенно отличаться от рыночных цен.

В мире, внутри стран, очень редко используют контроль за трансфертными ценами, так как это огромный объем работы для бухгалтеров, различных консультантов и серьезная нагрузка на администратора такого контроля.

Что касается России, то трансфертное ценообразование у нас применяли преимущественно для предотвращения перетока налоговой базы из одного региона страны в другой с более выгодными налоговыми условиями.

Как будет происходить отмена трансфертного ценообразования

Важный момент, что законодательные изменения трансфертное ценообразование с 2019 года отменяют не полностью: Минфин продолжит контролировать:

  • трансфертные цены в трансграничных сделках при превышении порога в 1 млрд рублей;
  • ряд сделок внутри России (например, сделки между фирмами, которые применяют разные ставки по налогу на прибыль или налоговые режимы).

Главная задача, которая стоит перед Минфином – снижение административной нагрузки на бизнес. Многочисленные консультации с экспертным сообществом, деловыми и бизнес-объединениями подтвердили, что отмена налогового контроля за трансфертным ценообразованием существенно поможет бизнесу.

Что будет вместо контроля за ТЦО

Налоговая служба России отслеживает частные особо крупные случаи злоупотреблений, не проводя сплошного мониторинга всего потока документации по сделкам, который к ней поступает. При этом случаи злоупотреблений, когда трансфертные цены используют только для получения налоговой выгоды, Минфин сможет отслеживать через определение «необоснованной налоговой выгоды», появившееся в НК РФ (ст. 54.1).

Напомним, что понятие «необоснованной налоговой выгоды» было введено в 2017 году. Таким образом, у ФНС появился действенный инструмент для борьбы с налоговыми злоупотреблениями: если инспекции в рамках выездных проверок устанавливают факт злоупотребления, когда совершены притворные сделки, цель которых – исключительно полученные налоговой выгоды и которые не имеют никакой экономической сути, они могут через необоснованную налоговую выгоду разрешать такие ситуации и взыскать дополнительные налоги.

Вывод

Отмена контроля за ТЦО по внутрироссийским сделкам позволит снизить административную нагрузку на бизнес. А отсутствие такого прямого контроля, по плану Минфина, будет компенсировано через:

  • определение необоснованной налоговой выгоды;
  • повышение ставки НДС.

Источник: интервью Директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексея Сазанова агентству ТАСС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что ждет бизнес после отмены контроля за трансфертными ценами

МОСКВА, 22 августа. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева, Лана Самарина/. Отмена контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри страны позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а отмена института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) уравняет конкуренцию между крупным и средним бизнесом. Отсутствие прямого контроля, по плану Минфина, будет компенсироваться через определение необоснованной налоговой выгоды. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексей Сазанов.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в июне 2018 года заявил о предложении правительства отменить с 2019 года контроль за трансфертным ценообразованием в качестве компенсирующей меры после повышения НДС с 18% до 20%.

«Так как возможностей для серьезных налоговых смягчений у нас сейчас нет, мы искали пути снижения административной нагрузки на средний и крупный бизнес, для малого и микробизнеса у нас уже были различные предложения, например по «самозанятым» гражданам. Тогда снова встал вопрос об отмене контроля за ценообразованием внутри России, так как это слишком серьезная административная нагрузка на бизнес. Мы приняли решение об отмене такого контроля, потому что это существенно облегчит положение бизнеса», — объяснил Сазанов.

Зачем был нужен контроль

Контроль за трансфертным ценообразованием введен в РФ в 2012 году. Тогда Федеральной налоговой службе было поручено контролировать цены сделок между компаниями внутри холдингов, которые могли существенно отличаться от рыночных цен. В мировой практике трансфертное ценообразование, в первую очередь, используется для контроля над тем, чтобы налоговая база не перетекала из страны, в которой непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, в страны, где более благоприятный режим налогообложения.

«В мире, внутри стран, очень редко используется контроль за трансфертными ценами, так как это просто гигантский объем работы для бухгалтеров, различных консультантов и серьезная нагрузка на администратора такого контроля», — пояснил Сазанов.

В России трансфертное ценообразование использовалось преимущественно для предотвращения перетока налоговой базы из одного региона страны в другой с более выгодными налоговыми условиями, напомнил он.

Читать еще:  Что такое договор к исполнению в соответствии с мсфо

Честная конкуренция без КГН

Одновременно с отменой контроля за трансфертным ценообразованием глава правительства предложил больше не создавать новые консолидированные группы налогоплательщиков, а те группы, которые сегодня работают, будут завершать свой срок работы и могут быть ликвидированы до 2023 года.

КГН — это добровольные объединения организаций, которые создавались для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы. В настоящее время в России зарегистрировано более 15 консолидированных групп налогоплательщиков, в их числе «Роснефть», «Северсталь», «Газпром», «Лукойл», «Новатэк» и «Мечел». Сейчас действует мораторий на создание новых КГН и на включение в действующие консолидированные группы других участников. Внутри КГН сегодня нет контроля за трансфертным ценообразованием, и когда в следующем году контроль будет отменен для всех компаний, конкурентные условия уравняются, объяснили в Минфине.

Главная причина отмены КГН, по словам Сазанова, необходимость обеспечить равные налоговые условия для крупного и среднего бизнеса и улучшить ситуацию с получением налога на прибыль для регионов страны. «Проблема была в том, что в рамках КГН можно засчитывать убытки. Проводились расчеты, которые показали, что в результате образования КГН [у бизнеса] произошла экономия налога на прибыль. По разным оценкам, субъекты теряют на этом от 50 млрд до 100 млрд рублей в год. Когда КГН будут расформированы, возможность засчитывать убытки одной организации против прибыли другой в рамках больших холдингов исчезнет. Регионы от этого выиграют», — уверен Сазанов.

Глава департамента отметил, что необходимо также обратить внимание и на условия конкуренции. Компании, которые создали КГН, — это крупные конгломераты, и они оказались в более конкурентных условиях по уплате налогов по сравнению со средним бизнесом, который никогда не имел возможности создавать КГН. «Мы хотим создать равные условия конкуренции для крупных и средних компаний в вопросе уплаты налога на прибыль. При этом финансовое состояние крупных холдингов не ухудшится, они просто начнут платить налог на прибыль в том регионе, где осуществляют свою деятельность», — подчеркнул Сазанов.

«У крупных компаний уже и так есть большое преимущество над средними — эффект масштаба. И дополнительно к этому они получают конкурентное преимущество в сфере налогообложения. Это неправильно», — пояснил он. По мнению представителя Минфина, в идеале институт КГН должен быть доступен для всех, вне зависимости от объема выручки компании. Соответственно, для уравнивания условий ведения бизнеса в России необходимо было либо распространять инструмент на всю страну, либо вовсе отказаться от этого инструмента.

Что потеряют КГН после ликвидации

Институт КГН не будет отменен резко, так как бизнес имеет определенный горизонт планирования, чаще всего это 5 лет, пояснил Сазанов. Именно по этой логике Минфином был выбран период ликвидации института до 2023 года.

В результате отмены этого института 15 холдингов не понесут потерь, уверен Минфин. «Мы изменили подход к определению налоговой базы КГН. Раньше не считалась налоговая база по отдельным участникам. Но, когда было введено ограничение на перенос убытков и на признание убытков внутри КГН, мы были вынуждены перейти на расчет налоговой базы по каждому участнику. Поэтому уже сейчас по каждому участнику КГН налоговая база определяется отдельно, а затем консолидируется ответственным участником. Когда мы упраздним институт КГН, уже не потребуется дополнительных трудозатрат, только декларации уже будут подаваться по каждому участнику отдельно», — объяснил глава департамента.

Как будет отменяться контроль

Контроль за трансфертными ценами не будет отменен полностью — Минфин продолжит контролировать трансграничные сделки при превышении порога в 1 млрд рублей, а также ряд сделок и внутри РФ. В частности, это сделки между компаниями, которые применяют разные ставки по налогу на прибыль или налоговые режимы.

Ключевой задачей Минфина было снижение административной нагрузки на бизнес, подчеркивает Сазанов. «Мы проводили консультации с экспертным сообществом, деловыми и бизнесобъединениями и получили подтверждение, что отмена контроля за трансфертным ценообразованием существенно поможет бизнесу», — сказал он.

В рамках закона об отмене контроля за трансфертным ценообразованием Минфин одновременно вводит запрет регионам устанавливать пониженную ставку налога на прибыль, если это прямо не предусмотрено Налоговым кодексом. При этом на территориях, где действуют пониженные ставки, например в особых экономических зонах, на территориях опережающего развития, контроль за трансфертным ценообразованием сохранится.

Что придет на смену

Федеральная налоговая служба при администрировании отслеживает частные особо крупные случаи злоупотреблений, не проводя сплошного мониторинга всего потока документации по сделкам, который к ним поступает. Сазанов пояснил, что случаи злоупотреблений, когда трансфертные цены используются исключительно для получения налоговой выгоды, Минфин сможет отслеживать через определение «необоснованной налоговой выгоды», появившееся в Налоговом кодексе.

Понятие «необоснованной налоговой выгоды» было введено в прошлом году. Таким образом, у ФНС появился действенный инструмент для борьбы с налоговыми злоупотреблениями. «Если налоговые органы в рамках выездных камеральных проверок устанавливают факт злоупотребления, когда осуществляются притворные сделки, целью которых является исключительно полученные налоговой выгоды и которые не имеют никакой экономической сути, они могут через необоснованную налоговую выгоду разрешать такие ситуации и взыскать дополнительные налоги», — пояснил Сазанов.

Партнер группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования KPMG Иларион Леметюйнен выразил опасение, что после отмены прямого контроля налоговики будут более пристально следить за ценами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды. «На практике споры и судебные дела на данную тему есть и сейчас; количество их возрастает. Также компании теряют право на проведение симметричных корректировок цен по таким сделкам для приведения фактических цен к рыночному уровню», — считает эксперт.

По словам партнера Ernst & Young Евгении Ветер, уже сейчас активно развивается практика, когда территориальные налоговые органы в рамках проверок, связанных с оценкой необоснованной налоговой выгоды, анализируют вопросы цены во внутригрупповых сделках на соответствие рыночным, при этом используются механизмы, аналогичные тем, что установлены правилами трансфертного ценообразования.

«Важным фактором является то, что в случае налоговых доначислений по таким ситуациям налогоплательщики лишены возможности провести симметричные корректировки, а наличие документации, обосновывающей цены, не будет давать защиту от штрафов. Поэтому крупным компаниям целесообразно на случай налоговых проверок неконтролируемых внутрироссийских сделок все же сохранить мониторинг рисков трансфертного ценообразования и готовность обосновать цены хотя бы по самым существенным внутрироссийским операциям», — отметила эксперт.

Статьи для экономии

По мнению Минфина, после отмены контроля за трансфертным ценообразованием компании смогут экономить на услугах налоговых консультантов. Однако консультанты уверены, что их помощь компаниям еще пригодится. В сфере установления и обоснования цен между российскими участниками крупных холдингов остается немало требующих внимания вопросов, подчеркнул партнер PwC в России Андрей Колчин.

После отмены контроля за трансфертным ценообразованием налогоплательщики будут лишены предоставляемых в отношении контролируемых сделок гарантий, основной из которых является наличие права на проведение проверки цен только у специально подготовленных сотрудников ФНС, напомнил партнер, руководитель группы по трансфертному ценообразованию «Делойт» СНГ Дмитрий Кулаков.

«Наиболее рискованные с точки зрения претензий налоговых органов сделки (один из участников которых платит налог на прибыль по пониженной ставке в силу использования льгот или специальных режимов) остаются предметом контроля за ценами. Также еще не сформировалась практика использования территориальными налоговыми инспекциями методов контроля за трансфертными ценами в рамках внесенной в прошлом году в налоговое законодательство концепции пределов осуществления налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы или суммы налога (статья 541 НК РФ)», — рассказал Колчин.

Читать еще:  Дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу в 2019 - 2020 году

Кроме того, дополнительно вводится контроль за ценами в сделках с взаимозависимыми лицами, если хотя бы одна из сторон является плательщиком налога на дополнительный доход и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении соответствующей налоговой базы. В результате таких изменений крупные российские компании должны переосмыслить их подходы к управлению рисками трансфертного ценообразования в их группах, считает Ветер из Ernst & Young.

«Необходимо будет сфокусировать внимание, в первую очередь, на управлении налоговыми рисками, связанными с ценообразованием во внешнеторговых сделках, выстраивании единообразных политик трансфертного ценообразования внутри иностранного контура группы, оздоровлении и повышении эффективности внутригрупповых цепочек поставок по экспортным поставкам и сделкам в иностранных юрисдикциях, а также подготовке документации по трансфертному ценообразованию в иностранных юрисдикциях», — отметил она.

Финансовые консультанты говорят, что их не сильно заботит снижение загрузки в секторе трансфертного ценообразования. «Темы становятся менее актуальные, другие, наоборот, получают развитие, притом не только в России, но и на международной арене. Сейчас большинство крупных групп заняты вопросами соблюдения новых требований отчетности с введением BEPS — подготовка Странового отчета, Глобальной документации и Национальной документации», — объяснил Леметюйнен.

Об отмене контроля за трансфертным ценообразованием: интервью с чиновником из Минфина

Интервью Директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексея Сазанова агентству ТАСС.

Отмена контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри страны позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а отмена института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) уравняет конкуренцию между крупным и средним бизнесом. Отсутствие прямого контроля, по плану Минфина, будет компенсироваться через определение необоснованной налоговой выгоды. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексей Сазанов.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в июне 2018 года заявил о предложении правительства отменить с 2019 года контроль за трансфертным ценообразованием в качестве компенсирующей меры после повышения НДС с 18% до 20%.

«Так как возможностей для серьезных налоговых смягчений у нас сейчас нет, мы искали пути снижения административной нагрузки на средний и крупный бизнес, для малого и микробизнеса у нас уже были различные предложения, например по „самозанятым“ гражданам. Тогда снова встал вопрос об отмене контроля за ценообразованием внутри России, так как это слишком серьезная административная нагрузка на бизнес. Мы приняли решение об отмене такого контроля, потому что это существенно облегчит положение бизнеса», — объяснил Сазанов.

Зачем был нужен контроль

«В мире, внутри стран, очень редко используется контроль за трансфертными ценами, так как это просто гигантский объем работы для бухгалтеров, различных консультантов и серьезная нагрузка на администратора такого контроля», — пояснил Сазанов.

В России трансфертное ценообразование использовалось преимущественно для предотвращения перетока налоговой базы из одного региона страны в другой с более выгодными налоговыми условиями, напомнил он.

Честная конкуренция без КГН

КГН — это добровольные объединения организаций, которые создавались для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы. В настоящее время в России зарегистрировано более 15 консолидированных групп налогоплательщиков, в их числе «Роснефть», «Северсталь», «Газпром», «Лукойл», «Новатэк» и «Мечел». Сейчас действует мораторий на создание новых КГН и на включение в действующие консолидированные группы других участников. Внутри КГН сегодня нет контроля за трансфертным ценообразованием, и когда в следующем году контроль будет отменен для всех компаний, конкурентные условия уравняются, объяснили в Минфине.

Главная причина отмены КГН, по словам Сазанова, необходимость обеспечить равные налоговые условия для крупного и среднего бизнеса и улучшить ситуацию с получением налога на прибыль для регионов страны. «Проблема была в том, что в рамках КГН можно засчитывать убытки. Проводились расчеты, которые показали, что в результате образования КГН [у бизнеса] произошла экономия налога на прибыль. По разным оценкам, субъекты теряют на этом от 50 млрд до 100 млрд рублей в год. Когда КГН будут расформированы, возможность засчитывать убытки одной организации против прибыли другой в рамках больших холдингов исчезнет. Регионы от этого выиграют», — уверен Сазанов.

Глава департамента отметил, что необходимо также обратить внимание и на условия конкуренции. Компании, которые создали КГН, — это крупные конгломераты, и они оказались в более конкурентных условиях по уплате налогов по сравнению со средним бизнесом, который никогда не имел возможности создавать КГН. «Мы хотим создать равные условия конкуренции для крупных и средних компаний в вопросе уплаты налога на прибыль. При этом финансовое состояние крупных холдингов не ухудшится, они просто начнут платить налог на прибыль в том регионе, где осуществляют свою деятельность», — подчеркнул Сазанов.

«У крупных компаний уже и так есть большое преимущество над средними — эффект масштаба. И дополнительно к этому они получают конкурентное преимущество в сфере налогообложения. Это неправильно», — пояснил он. По мнению представителя Минфина, в идеале институт КГН должен быть доступен для всех, вне зависимости от объема выручки компании. Соответственно, для уравнивания условий ведения бизнеса в России необходимо было либо распространять инструмент на всю страну, либо вовсе отказаться от этого инструмента.

Что потеряют КГН после ликвидации

В результате отмены этого института 15 холдингов не понесут потерь, уверен Минфин. «Мы изменили подход к определению налоговой базы КГН. Раньше не считалась налоговая база по отдельным участникам. Но, когда было введено ограничение на перенос убытков и на признание убытков внутри КГН, мы были вынуждены перейти на расчет налоговой базы по каждому участнику. Поэтому уже сейчас по каждому участнику КГН налоговая база определяется отдельно, а затем консолидируется ответственным участником. Когда мы упраздним институт КГН, уже не потребуется дополнительных трудозатрат, только декларации уже будут подаваться по каждому участнику отдельно», — объяснил глава департамента.

Как будет отменяться контроль

Ключевой задачей Минфина было снижение административной нагрузки на бизнес, подчеркивает Сазанов. «Мы проводили консультации с экспертным сообществом, деловыми и бизнесобъединениями и получили подтверждение, что отмена контроля за трансфертным ценообразованием существенно поможет бизнесу», — сказал он.

В рамках закона об отмене контроля за трансфертным ценообразованием Минфин одновременно вводит запрет регионам устанавливать пониженную ставку налога на прибыль, если это прямо не предусмотрено Налоговым кодексом. При этом на территориях, где действуют пониженные ставки, например в особых экономических зонах, на территориях опережающего развития, контроль за трансфертным ценообразованием сохранится.

Что придет на смену

Понятие «необоснованной налоговой выгоды» было введено в прошлом году. Таким образом, у ФНС появился действенный инструмент для борьбы с налоговыми злоупотреблениями. «Если налоговые органы в рамках выездных камеральных проверок устанавливают факт злоупотребления, когда осуществляются притворные сделки, целью которых является исключительно полученные налоговой выгоды и которые не имеют никакой экономической сути, они могут через необоснованную налоговую выгоду разрешать такие ситуации и взыскать дополнительные налоги», — пояснил Сазанов.

Полную версию интервью можно прочесть по ссылке. Оригинал публикации: ТАСС, «Что ждет бизнес после отмены контроля за трансфертными ценами»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector