9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности investiminfo

Опубликован законопроект о публичной нефинансовой отчетности — investim.info

Законопроект уже есть

С помощью данного проекта закона власти намерены:

  • внедрить в России и развить открытую отчетность с нефинансовыми показателями;
  • повысить привлекательность организаций для инвесторов;
  • сделать компании информационно открытыми;
  • увеличить градус прозрачности деятельности организаций.

На рубеже 2018 – 2019 годов Концепция развития публичной нефинансовой отчетности выльется для некоторых отечественных компаний в обязанность ее формировать и публиковать. Соответствующий проект закона размещён на официальном сайте публикации проектов нормативных документов здесь.

Разработать данную Концепцию было поручено Минэкономразвития России в июне 2016 года. К слову, практика формирования такой отчётности в мире существует уже более 20 лет.

Пробел в законодательстве будет закрыт

На 2018 год действующее российское законодательство практически никак не регулирует формирование и открытое размещение отчётности нефинансового характера. Пока это – дело сугубо добровольное.

В то же время, практике применения такой отчётности в мире – более 20 лет. Потенциальные и настоящие потребители (клиенты), инвесторы, акционеры, госструктуры, общественные организации постоянно повышают интерес к тому, чем и как занимаются интересующие их компании. Поэтому законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве.

Цели законопроекта

По мнению Правительства РФ, введение новой публичной отчётности нефинансового характера:

  • будет стимулировать российские организации к повышению информационной открытости и прозрачности итогов влияния их деятельности на общество и окружающую среду, включая экономику, экологию и социальную сферу;
  • позволит более объективно оценивать вклад компаний в общественное развитие;
  • посодействует укреплению репутации отечественных предприятий и повышению доверия к их деловой активности в РФ и за рубежом;
  • систематизирует внедрение такой отчетности в управленческую практику российских организаций;
  • повысит осведомленность общественности о международных стандартах социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности.

Рассматриваемая Концепция решает следующие задачи:

  • разрабатывает минимальные требования к публичной нефинансовой отчетности и рекомендации по её проверке, оценке и подтверждению (заверению);
  • определяет направления совершенствования требований к раскрытию публичной нефинансовой отчетности;
  • закладывает соответствующую нормативно-правовую базу;
  • содействует распространению на практике единых понятий в сфере публичной нефинансовой отчетности;
  • содействует развитию профессиональной подготовки и повышению квалификации в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности;
  • обеспечивает повышение информированности инвесторов и иных заинтересованных сторон и др.

Для кого Концепция и новая отчётность обязательны

Действие Концепции распространяется:

  • на госкомпании;
  • госкорпорации;
  • публично-правовые компании;
  • ГУПы (выручка 10 млрд руб. и больше);
  • хозяйственные общества с госучастием (выручка 10 млрд руб. и больше);
  • иные хозобщества, акции которых обращаются на организованных торгах через списки котировок.

Для остальных коммерческих и некоммерческих организаций, а также любых органов власти положения Концепции не обязательны.

Почему вообще власти пришли к тому, что финансовую отчётность хорошо бы публиковать? Дело в том, что сегодня она интересует как обычных потребителей, так и инвесторов. Так, при принятии важных решений они часто учитывают социальный и экологический фактор. Это также касается:

  • правил листинга фондовых бирж;
  • требований к подрядчикам по охране труда;
  • этики ведения бизнеса;
  • экологической безопасности.

Концепция обязывает публиковать нефинансовую отчётность в открытом доступе. Для этой цели подходит официальный ресурс организации в Интернете.

Также см. «Сроки сдачи отчетности в 2018 году: календарь бухгалтера и таблица».

Доработанный текст проекта Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» (подготовлен Минэкономразвития России 01.02.2018)

Доработанный текст проекта Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности»
(подготовлен Минэкономразвития России от 01.02.2018)

Вносится Правительством Российской Федерации

Федеральный закон
О публичной нефинансовой отчетности

Статья 1 . Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — организация).

Статья 2 . Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о публичной нефинансовой отчетности

1. Законодательство Российской Федерации о публичной нефинансовой отчетности состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

2. Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, также регулируются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере публичной нефинансовой отчетности (далее — уполномоченный федеральный орган).

Статья 3 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) публичная нефинансовая отчетность — совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи;

2) социальная ответственность — ответственность организации за воздействие ее решений и результатов деятельности на окружающую среду, экономику и общество;

3) устойчивое развитие — развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешних поколений, не ставя под сомнение возможности удовлетворения потребностей будущих поколений;

4) заинтересованная сторона — лицо или группа, заинтересованные в каких-либо решениях или результатах деятельности организации;

5) отчет о деятельности в области устойчивого развития (отчет о корпоративной социальной ответственности, комплексный социальный отчет) — документ, ориентированный на широкий круг заинтересованных сторон, содержащий сведения, которые комплексно отражают подходы и результаты деятельности организации по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая экономические, экологические, социальные аспекты и системы управления;

6) интегрированный отчет — документ, характеризующий бизнес-модель организации и ориентированный на инвесторов, в котором комплексно раскрывается финансовая и нефинансовая информация о деятельности организации;

7) отчет о деятельности в области предупреждения коррупции — документ, в котором раскрывается информация о принятых мерах, направленных на предупреждение коррупции;

8) подтверждение (заверение) — система методов и процессов, позволяющая убедиться в соответствии публичной нефинансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о публичной нефинансовой отчетности (далее — нормативные правовые акты о публичной нефинансовой отчетности).

Статья 4 . Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на государственные корпорации;

2) на государственные компании;

3) на публично-правовые компании;

4) на государственные унитарные предприятия, имеющие за предшествующий отчетному год выручку (или совокупный доход) в размере 10 млрд рублей и более, или по состоянию на конец предшествующего отчетному года сумму активов бухгалтерского баланса в размере 10 млрд рублей и более;

5) на хозяйственные общества, имеющие за предшествующий отчетному год выручку (или совокупный доход) в размере 10 млрд рублей и более, или по состоянию на конец предшествующего отчетному года сумму активов бухгалтерского баланса в размере 10 млрд рублей и более;

6) на иные хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки.

Выручка (или совокупный доход) и сумма активов бухгалтерского баланса определяются на основании консолидированной финансовой отчетности, а при отсутствии обязанности составления такой отчетности — на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. В случае если федеральными законами предусмотрено составление и раскрытие публичной нефинансовой отчетности организациями, не указанными в части 1 настоящей статьи, такая отчетность составляется и раскрывается в соответствии с нормативными правовыми актами о публичной нефинансовой отчетности, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.

Читать еще:  Договор займа при УСН obugaltere

3. В случае если организация, указанная в частях 1 и 2 настоящей статьи, не раскрывает в составе публичной нефинансовой отчетности отдельные ключевые (базовые) показатели, такая организация должна разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт) мотивированное обоснование обстоятельств, в силу которых такие показатели не раскрываются.

4. Организации, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляют и раскрывают публичную нефинансовую отчетность на добровольной основе, руководствуясь положениями нормативных правовых актов о публичной нефинансовой отчетности.

Статья 5 . Составление и утверждение публичной нефинансовой отчетности

1. Публичная нефинансовая отчетность составляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами о публичной нефинансовой отчетности.

2. Перечень ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Методические указания по подготовке публичной нефинансовой отчетности утверждаются уполномоченным федеральным органом.

4. Отчетным периодом (отчетным годом) для публичной нефинансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Учредительными документами организаций могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

5. Организация, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями определяется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности как группа, составляет публичную нефинансовую отчетность по группе.

6. Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации организации по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае, если государственная регистрация организации, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено организацией, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

7. Публичная нефинансовая отчетность утверждается органом управления организации в порядке, определяемом учредительными или иными документами организации, если иное не установлено иными федеральными законами.

Статья 6 . Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности

1. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности проводится в целях обеспечения доверия заинтересованных сторон к такой отчетности.

2. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе отчитывающихся организаций осуществляется на добровольной основе и проводится в формах общественного подтверждения (заверения) и (или) профессионального подтверждения (заверения).

К необходимым условиям общественного подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности относятся независимость лица, проводящего подтверждение (заверение), от отчитывающейся организации.

Общественное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности проводится, в частности, органом общественной организации, ассоциации (союза), который осуществляет общественное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности, а также постоянно действующим при организации органом из числа представителей заинтересованных сторон, наделяемым соответствующими полномочиями, или специально созываемой для целей подтверждения (заверения) группой представителей заинтересованных сторон.

Профессиональное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности проводится аудиторскими организациями в соответствии с международными стандартами аудита.

3. Независимая внешняя оценка публичной нефинансовой отчетности по инициативе заинтересованных сторон может осуществляться только юридическими лицами.

4. Методические рекомендации по независимой внешней оценке публичной нефинансовой отчетности утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Статья 7 . Раскрытие публичной нефинансовой отчетности

1. Публичная нефинансовая отчетность раскрывается путем ее размещения (опубликования) на официальном сайте организации.

2. Публичная нефинансовая отчетность раскрывается на русском языке с отражением сведений и показателей в валюте Российской Федерации.

3. Раскрытие публичной нефинансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня ее утверждения, если иное не установлено иными федеральными законами. В случае, если последний день срока раскрытия публичной нефинансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия публичной нефинансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

4. Раскрытая публичная нефинансовая отчетность должна быть доступна для любого заинтересованного лица в течение не менее пяти лет с даты ее размещения (опубликования).

5. Допускается раскрытие нефинансовых сведений, показателей и результатов деятельности организации, как в одном, так и в нескольких отчетах, в частности, в отчете о деятельности в области устойчивого развития (отчете о корпоративной социальной ответственности, комплексном социальном отчете), отчете о деятельности в области предупреждения коррупции, интегрированном отчете.

6. Публичная нефинансовая отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, раскрывается в части, не содержащей сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае, если в публичной нефинансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

7. В целях развития публичной нефинансовой отчетности предусматривается ведение реестра публичных нефинансовых отчетов (далее — реестр). Порядок создания и ведения реестра публичных нефинансовых отчетов, а также порядок размещения публичных нефинансовых отчетов в реестре публичных нефинансовых отчетов утверждается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления разночтений в сведениях, содержащихся в публичной нефинансовой отчетности, раскрытой на официальном сайте, и сведениях, содержащихся в реестре, приоритетными являются сведения, содержащиеся в публичной нефинансовой отчетности, раскрытой на официальном сайте.

Статья 8 . Заключительные положения

1. Составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность в соответствии с настоящим Федеральным законом начиная с отчетности за 2019 год обязаны организации, указанные в пунктах 1 — 4 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также организации, указанные в пункте 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Иные организации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, составляют и раскрывают публичную нефинансовую отчетность в соответствии с настоящим Федеральным законом начиная с отчетности за 2021 год, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. В случае если учредительными документами организации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона установлены иные по отношению к календарному году даты начала и окончания отчетного периода, то обязанность по составлению и раскрытию публичной нефинансовой отчетности распространяется на организации, указанные в части 1 настоящей статьи начиная с отчетности, частью отчетного периода которой выступает 2019 год, а на организации, указанные в части 2 настоящей статьи — начиная с отчетности, частью отчетного периода которой выступает 2021 год.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве

Считают члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области провели экспертизу проекта федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».

Цели вводимого в законопроекте регулирования — внедрение и развитие публичной нефинансовой отчетности, повышение инвестиционной привлекательности, информационной открытости, прозрачности деятельности организаций. Действующее российское законодательство практически не регулирует формирование и открытое размещение отчетности нефинансового характера. В то же время практике применения такой отчетности в мире уже более 20 лет. Законопроект регулирует раскрытие информации о деятельности и результатах компаний в области социальной ответственности и устойчивого развития, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные аспекты.

Одновременно Минэкономразвития России готовит проект постановления Правительства РФ, который утверждает перечень базовых показателей публичной нефинансовой отчетности, в него могут войти более 30 показателей, среди которых есть как стандартные для финансовой отчетности, так и социальные. Например, зарплаты или доля трудоустроенных инвалидов. В числе других критериев — количество выбросов загрязняющих веществ, образованных и утилизированных опасных отходов. Регламентация показателей нефинансовой отчетности позволит использовать эти сведения в качестве источника информации для независимой оценки деятельности компаний и составлять на ее основе индексы и рейтинги устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности.

Читать еще:  Реклама на сайте Бухгалтерия и финансы

Законопроект предусматривает профессиональное подтверждение публичной нефинансовой отчетности аудиторскими организациями в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, применяемыми на территории России согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (ст.6 Законопроекта). Потенциальные и настоящие потребители, инвесторы, акционеры, госструктуры, общественные организации постоянно повышают интерес к тому, чем и как занимаются интересующие их компании.

Поэтому законопроект о публичной нефинансовой отчетности, по мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, закроет большую брешь в отечественном законодательстве.

Основные опасения связаны с финансовыми издержками, которые предположительно будут основаны на подтверждении такой отчетности; организациям, на которых будут распространяться требования закона о публичной нефинансовой отчетности, предстоят дополнительные расходы. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится о минимальных расходах юридических лиц по подготовке публичной нефинансовой отчетности, которые составят от 350 тысяч рублей в год. Однако аналогичные расходы от юридических лиц потребуются и на проведение независимой внешней оценки публичной нефинансовой отчетности.

Согласно законопроекту, раскрывать публичную нефинансовую отчетность должны будут государственные корпорации, публично-правовые компании, ГУПы и хозяйственные общества с годовым объемом выручки или активами от 10 млрд рублей, а также компании, ценные бумаги которых включены в котировальные листы бирж. На часть компаний требования закона планируется распространить, начиная с отчетности за 2021 год.

Многие крупные российские компании уже несколько лет добровольно раскрывают для акционеров и общественности нефинансовую отчетность либо в виде отдельного отчета, либо приложением к годовому отчету. Число таких корпораций ежегодно растет, в обзоре Российского союза промышленников и предпринимателей по итогам 2017-2018 гг. анализируется ПНО почти 90 компаний, банков и некоммерческих организаций.

В Европе и США проблематика устойчивого развития и нефинансовой отчетности компаний в последние годы находится в центре внимания не только регуляторов и бизнес-объединений, но и финансового рынка, особенно в свете развития инструментов «зеленого финансирования».

В целом члены и эксперты региональной Общественной палаты оценивают законопроект положительно, однако считают необходимым высказать замечания.

В соответствии с предлагаемой статьей 3 законопроекта под публичной нефинансовой отчетностью понимается «совокупность сведений нефинансового характера и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи».

Предлагаемая формулировка является абстрактной, позволяющей предоставлять информацию либо в декларативном, либо в самовосхваляющем формате. Это объясняет отсутствие в проекте правовых и фактологических критериев достоверности отчетности, однако это не может считаться правильным для информации, которая является публичной.

Статьей 7 законопроекта предлагается опубликование указанной отчетности в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Но, согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 01.05.2019), принципами правового регулирования в сфере информации являются: установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления.

На взгляд Общественной палаты Кемеровской области, отсутствие в предлагаемом законопроекте критериев достоверности, ограничений раскрытия информации со ссылками на подзаконные акты Правительства РФ не приемлемо. Как показывает практика, подзаконные акты достойного законодательного уровня к срокам введения в действие законов не разрабатываются.

Почти все юридические лица, на которые предполагается распространить действия указанного закона, имеют свои сайты, где вся информация, указанная в статье 3 законопроекта, представлена. В связи с этим непонятно концептуальное отличие подхода, предлагаемого законопроектом, и существующего информационного позиционирования таких компаний.

В законопроекте отсутствуют самостоятельные правовые последствия невыполнения компаниями обязанности по предоставлению законодательно предусмотренной отчетности. Анализируя проект закона, можно сделать вывод об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Еще одним обстоятельством, требующим дополнительного исследования, является вопрос затрат федерального бюджета на опубликование информации в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц. Этот объем информации будет очень значительным.

По мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, более прагматичное решение — отказаться от внесения такой информации в формате реестра и ее размещение на официальных сайтах компаний. Не следует также забывать о росте издержек для компаний, которые будут обязаны формировать информационный пул.

Выводы и предложения экспертов направлены в Общественную палату Российской Федерации.

Пресс-служба Общественной палаты Кемеровской области

Ассоциация ответственного инвестирования PRI опубликовала отчет о международной интеграции ESG-факторов

18 марта 2019 года опубликована информация о том, что Ассоциация ответственного инвестирования PRI (Principles for Responsible Investment) совместно с Институтом сертифицированных финансовых аналитиков CharteredFinancial Analyst Institute (Институтом CFA) выпустили аналитический отчет «Интеграция ESG в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке: рынки, практика и данные» — ESG Integration in Europe, the Middle East, and Africa: Markets, Practices, and Data. В отчете, в частности, отмечаются основные тренды и особенности развития рынка зеленых финансов в России, а также опубликовано интервью с первым заместителем председателя Центрального банка Российской Федерации Сергеем Швецовым об интеграции ESG-факторов в России.

В главе отчет «Интеграция ESG в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке: рынки, практика и данные», посвященной российской практике, проведен анализ внедрения практик ESG-инвестирования участниками российского финансового рынка, а также влияния экологических, социальных и рисков корпоративного управления на цены на рынке акций, а также доходности и спреды по корпоративным и суверенным облигациям.

81% респондентов из России полагают, что вопросы корпоративного управления оказывали наибольшее влияние на цены акций, а также доходность по корпоративным и суверенным облигациям в 2017 году. Лишь 11% опрошенных считают, что социальные факторы оказывали влияние на ценообразование финансовых инструментов и только 7% полагают, что экологические факторы являются значимыми для ценообразования на рынке акций, а также определяют доходность и спреды по облигациям.

В то же время, участники российского рынка полагают, что роль социальных и экологических факторов вырастет к 2022 году. Так, 30% респондентов считают, что социальные факторы будут оказывать влияние на цены на рынке акций, а также доходности и спреды по корпоративным и суверенным облигациям в 2022 году, а 26% полагают, что значимыми будут экологические факторы.

В отчете также приводятся данные, посвященные принятию во внимание ESG-факторов при анализе акций, а также кредитном анализе компаний среди российских управляющих инвестиционными портфелями, а также финансовых аналитиков. Так, лишь около 19% опрошенных ответили, что они часто или всегда рассматривают факторы ESG при анализе акций. 48% респондентов ответили, что делают это редко и 19% — иногда. Вместе с тем, только 4% российских участников финансового рынка всегда рассматривают вопросы экологических и социальных рисков, а также вопросов корпоративного управления при выполнении кредитного анализа. 50% опрошенных делают это редко, 23% — иногда и 12% — никогда.

Читать еще:  Бухгалтерский отчет о финансовых результатах Форма отчёта 2019 - 2020 года

26% респондентов ответили, что при принятии решения об инвестициях в акции часто или всегда проводят корректировку своих моделей оценки акций с учетом ESG факторов, что намного выше, чем в других странах, по данным отчета «Интеграция ESG в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке: рынки, практика и данные». При инвестициях в инструменты с фиксированных доходом только 12% часто или всегда проводят корректировку своих моделей оценки с учетом ESG факторов.

Российские компании уделяют большое внимание вопросам корпоративного управления, но практически не интересуются аспектами социальной и экологической ответственности. Так, 80% российских респондентов считают, что вопросы корпоративного управления влияют на доходность акций больше, нежели другие критерии.

В отчете было отмечено, что развитие рынка зеленых финансов в России требует активного участия регуляторов — это будет способствовать росту заинтересованности крупных инвесторов в участии в проектах, учитывающих ESG-факторы. Роль регулятора в формировании рынка зеленых финансов подробно проанализирована в интервью первого заместителя председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея Швецова об интеграции ESG-факторов в России, опубликованном в рамках отчета. В частности, отмечено, что в настоящее время все большее число российских компаний стремится к достижению целей долгосрочного устойчивого развития. Идея о том, что прибыльность бизнеса должна сочетаться с социальной ответственностью, охраной окружающей среды и защитой прав человека становится все более распространенным. Профессиональные ассоциации разрабатывают рейтинги и индексы в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. По словам Сергея Швецова, ответственные инвестиции неразрывно связаны с необходимостью придерживаться высоких стандартов раскрытия информации о внедрении ESG-факторов. Первый шаг к регулированию ESG в России — Концепция развития государственной нефинансовой отчетности, принятая Правительством России. Реализация концепции должна способствовать повышению инвестиционной привлекательности России и систематизации процедур повышения прозрачности раскрытия информации. В настоящее время в рамках реализации концепции разработан проект закона о государственной нефинансовой отчетности, цель которого — установление требований к составлению публичная нефинансовая отчетность в отношении значительного числа российских компаний. Подготовка и раскрытие публичной нефинансовой отчетности помогут инвесторам провести оценку вклада российских компаний в социальное развитие и облегчить построение долгосрочных отношений между инвесторами и компаниями.

Кроме того, Ассоциация ответственного инвестирования PRI (Principles for Responsible Investment) и Институт сертифицированных финансовых аналитиков Chartered Financial Analyst Institute называют положительные тенденции в развитии рынка ESG-финансирования в России. В частности, была отмечена деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру в формировании и развитии рынка ответственного инвестирования в России. Так, НАКДИ разработала для существующих и потенциальных инвесторов единую базу данных о развитии российских инфраструктурных проектов в области переработки и утилизации отходов, водоснабжения и транспорта.

Основные выводы отчета ранее были анонсированы руководитель направления по работе с инвесторами стран Скандинавии, Центральной и Восточной Европы и СНГ PRI Юлией Софроновой на конференции «Ответственная финансово-инвестиционная практика в России», состоявшейся 27 февраля 2019 года в Москве. В частности, Юлия Софронова отметила, что отчет охватывает 17 финансовых рынков стран Европы, Среднего Востока и Африки, в том числе и России. Работа показала, что российские компании уделяют большое внимание вопросам корпоративного управления, но практически не интересуются аспектами социальной и экологической ответственности.

В ходе исследования были выявлены основные барьеры, препятствующие активному внедрению ESG-инвестирования в российскую практику. Главный из них — непонимание или неточное понимание самой проблематики ESG, влияния данных факторов на долгосрочную финансовую деятельность. Однако это характерно для многих стран, поэтому, по мнению Юлии Софроновой, необходимо проводить экспертные обсуждения и деловые мероприятия, направленные на разъяснение вопросов использования факторов ESG при анализе деятельности компаний с учетом национальной специфики и международного опыта.

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инфраструктурных инвесторов, являясь сетевым партнером Ассоциации ответственного инвестирования PRI, играет важную роль в продвижении принципов ответственного инвестирования в России.

НАКДИ регулярно с 2016 года предоставляет российской аудитории информацию о тенденциях на российском и мировом рынке ответственных инвестиций, а также новости PRI. В частности, создана информационная страница, посвященная устойчивому развитию и зеленому рынку финансов, публикуются обзоры «Устойчивое развитие и зеленые инвестиции», посвященные ключевым мировым инициативам и проектам в области устойчивого развития и зеленых инвестиций, обзору рынка зеленых облигаций, ключевым мировым и российским новостям в области устойчивого развития и зеленых инвестиций.

В марте 2018 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инфраструктурных инвесторов подготовила Рекомендации в области устойчивого развития и зеленых инвестиций. НАКДИ считает, что при принятии финансовых и инвестиционных решений, членам Ассоциации целесообразно учитывать не только экономические, но также социальные и экологические факторы. Особенно актуальными данные вопросы являются при реализации крупных инфраструктурных проектов, так как они затрагивают условия жизнедеятельности всего общества. В настоящее время 9 российских компаний поддержали данные рекомендации.

Рабочая группа по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance), в т.ч. «зеленого» финансирования была создана в рамках Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России в марте 2018 года. Задача рабочей группы — анализ и выработка предложений по формированию зеленого рынка в Российской Федерации. Исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик входит в состав рабочей группы.

9 октября 2018 года на заседании Рабочей группы по вопросам ответственного финансирования (ESG-finance), в т. ч. «зеленого» финансирования, Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России была представлена Диагностическая записка «Зеленые финансы: повестка дня для России». В записке проанализированы зеленые тренды в мировой экономике, предпосылки создания рынка зеленых финансов в России, организационно-правовые основы его формирования и развития. Также в документе приведена оценка объема рынка, в том числе составлена экспертная выборка потенциальных эмитентов зеленых облигаций в России.

В декабре 2018 года член НАКДИ стал первым в стране эмитентом зеленых облигаций: 19 декабря 2018 года компания «Ресурсосбережение ХМАО» завершила размещение на Московской бирже выпуска облигаций серии 01 в количестве 1,1 млн штук общей номинальной стоимостью 1,1 млрд рублей. ООО «Ресурсосбережение ХМАО» стало первым эмитентом зеленых облигаций в России на основе Green Bond Principle ICMA. Компания получила second opinion от европейского рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH. Согласно мнению рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH, использование средств в рамках проектов компании хорошо согласуется с принципами зеленых облигаций Green Bond Principle 2018. Проекты, реализуемые компанией, попадают в категорию проектов по экологически эффективному управлению отходами и применению производственных технологий и процессов, направленных на сокращение вредного воздействия на окружающую среду.

14 марта 2019 года опубликована информация о том, что первый в России выпуск зеленых облигаций компании «Ресурсосбережение ХМАО» включен в международный реестр зеленых бондов — базу данных Environmental Finance Bond Database. Кроме того, в вышедшем годовом отчете зеленых, социальных и устойчивых облигаций Environmental Finance Bond Database Россия впервые значится в числе стран, выпустивших зеленые бонды, а верификатор RAEX-Europe вошел в списке верификаторов 2018 года.

15 января 2019 года опубликован глоссарий «Зеленая экономика: определения и понятия», подготовленный Всемирным фондом дикой природы (WWF) совместно с Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ). В материале собраны термины, подходы, инициативы и названия организаций, которые имеют отношение к зеленой экономике, устойчивому развитию, ответственным финансам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector