1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вывоз тбо это коммунальная услуга

Вывоз и утилизация ТБО — коммунальная услуга?

ВОПРОС:
Относится ли услуга вывоз твердых бытовых отходов к коммунальным услугам? У нас повысили эту услугу с 30 рублей до 137, хотя в прессе печатают, что надбавка будет не более 15%. Правомерно ли это?

С твёрдыми бытовыми отходами, образующимися в многоквартирных и жилых домах, связано несколько видов работ (услуг):

1. Сбор ТБО
«Cодержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.»
Виды работ: установка и обслуживание контейнеров для отходов, либо организация других вариантов сбора.
Цена услуги государством не регулируется, предельные индексы не устанавливаются. Услуга относится к «содержанию и ремонту жилья» (основание — пп. «д» «д2» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД).

2. Вывоз ТБО
Виды работ: перевозка отходов специальным транспортом до места утилизации или захоронения. Возможно, включая погрузку и разгрузку отходов.
Цена услуги государством не регулируется, предельные индексы не устанавливаются. Услуга относится к «содержанию и ремонту жилья» (основание — пп. «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД).

3. Утилизация или захоронение ТБО
Виды работ: захоронение отходов на полигоне или их переработка. Эта услуга является регулируемой. Тариф на услугу устанавливается в соответствии с федеральным законом №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Эта услуга, согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, НЕ называлась и НЕ являлась «коммунальной». Это услуга «организации коммунального комплекса».

По поводу её оплаты потребителями-гражданами есть разъяснение Минрегионразвития РФ от 03.10.2008 г. №25080–СК/14 с потрясающими формулировками. Цитата:

«Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.»

Цена услуги утилизации или захоронения твердых бытовых отходов регулируется органами регулирования субъектов федерации. На эту услугу в субъектах устанавливаются предельные индексы, которые должны соблюдаться.

Отметим, что ещё 5-6 лет назад, до принятия 210-го закона, услуги «утилизация/захоронение ТБО» в жилищно-коммунальной экономике не существовало. Была единая услуга «сбор, вывоз и приём на полигон ТБО».

Вывод: Услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО не являлись коммунальными.
Услуги по сбору и вывозу ТБО до 2017 года относились к услугам по содержанию и ремонту жилья. При этом статус услуги по утилизации ТБО был неоднозначен, хотя её стоимость повсеместно включалась в тариф на содержание и ремонт жилья.

В период 2017–2018 гг. в РФ осуществляется внедрение новой услуги — «обращение с твердыми коммунальными отходами», которая будет являться коммунальной.
Поправки в Правила предоставления коммунальных услуг уже внесены, добавлен новый раздел.

Метки: ТБО, отходы, утилизация ТБО, вывоз тбоЧитайте также:

  • Подборка нормативно-справочных материалов о ТБО
  • Жителям жилых домов частного сектора Ижевска некуда выбрасывать мусор (фото). Как организовать вывоз отходов из частного сектора?
  • Как начислять населению плату за вывоз ТБО при отсутствии норматива?
  • В городе два полигона по утилизации ТБО. С кем заключить договор?
  • Как доказать недействительность акцепта публичной оферты на вывоз ТБО из частного дома?
  • Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР (1982)
  • Ижевск — Об утверждении Правил по регулированию очистки территории муниципального образования город Ижевск от отходов
  • Ижевск — отмена норм накопления ТБО (отходов) — постановление Администрации г. Ижевска от 12.03.2010 года № 193/1
  • Как рассчитать утилизацию ТБО на 1 кв. м площади жилья?
  • Периодичность уборки придомовой территории, вывоза крупногабаритного мусора
Знаете? Можете помочь ответом:

  • протечка в квартире
  • Содержание мкд
  • Закрыть свободный доступ к общедомовому счетчику без Старшего по дому
  • В ДУК не передали из УФМС информацию об увеличении числа прописанных. Правомерно ли доначисление платы?
  • плата за воду и электроэнергию в квартире без проживания
  • Возможна ли самостоятельная проверка вентиляции УК/ТСЖ?

Геннадий (GIM153) пишет 18.11.2011 г.:
Я с семьей переехал из многоквартирного дома (выписался всей семьей) в частный дом . Счета за вывоз мусора и утилизацию ТБО до сих пор приносят, хотя я в ЖХ написал заявление о не начислении платы за вывоз мусора и утилизации ТБО, с приложением копий документов, что по данному адресу никто не проживает. Заявление в ЖХ игнорировали. Пошел разбираться в местный ЖХ, мне объясняют, что вывоз мусора относится к содержанию жилого фонда а не к коммунальным платежам (согласно 307 постановления), хотя за обслуживание жилого фонда приносят отдельную квитанцию, т.е. вывозом мусора занимается другая организация. Начисляют за вывоз мусора с квадратных метров жилой площади. Я в квартире не проживаю, соответственно никакого мусора я не произвожу. Почему я должен за него платить? Как мне быть в такой ситуации? Помогите пожалуйста.

Отвечаю:
К сожалению, действующее законодательство таково, что взимание платы за вывоз ТБО даже при отсутствии проживающих в квартире — правомерно. Вывоз ТБО действительно относится к услуге по содержанию и ремонту жилья (является её частью), плата же за содержание и ремонт жилья начисляется по площади помещения согласно Жилищному кодексу РФ. Таким же образом начисляется плата за лифт (если он есть).
Рекомендую к этой ситуации относиться с пониманием того, что Вы в сегодняшних условиях не можете её изменить, кроме как перестав быть собственником квартиры.

Тим Анастасия пишет 06.03.2012 г.:
Неразбериха в оплате ТБО.
Здравствуйте. Я хоть и из Подмосковья, но однажды Ваш ресурс мне очень здорово помог в работе с УК.
И я решила прибегнуть к помощи еще раз.
Суть: Я собственник квартиры с конца 2009 года. По текущий период в квитанциях наравне со строчкой «техническое обслуживание» была строка «ТБО». При чем расценки по ТБО изменялись 2 раза в год. С 2012 года, как я уже ранее написала, строка такая из квитанций исчезла. Я решила разобраться почему. Нашла Постановление главы своего города о тарифах, начиная аж с 2009 года, где черным по белому сказано, что в «Оплата за содержание и ремонт жилья» включает в себя:
— плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
— плату за вывоз твердых бытовых отходов, включающую в себя плату за вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных.
НО, беру договор с УК, там, в приложении №3 — вывоз ТБО как отдельный вид услуги, без ссылки на местное Постановление главы города.
Вопрос: Как в данном случае рассматривать услугу ТБО собственнику? Нет ли в договоре с УК противоречий городскому постановлению?
Спасибо. Заранее благодарю.

Отвечаю:
Здравствуйте.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме:

    11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
    .
    д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

На этом основании плата за вывоз ТБО включается в плату за содержание и ремонт жилья и начисляется исходя из площади помещения (с кв.м.).

Вот что ещё скажу:
1. Постановление главы города о тарифах не распространяется автоматически на собственников жилья при управлении домом УК. Оно распространяется только на ограниченный круг лиц, указанный в постановлении, в основном на нанимателей муниципального жилья. Собственники жилья устанавливают тариф на содержание и ремонт жилья сами, на общем собрании.
2. Хотя плата за вывоз ТБО должна включаться в плату за содержание и ремонт жилья, по распространённой практике в счетах квитанциях она может указываться отдельной строкой. Это не является нарушением.

Кстати, согласно утверждённым в сентябре 2011 г. Минрегионом РФ рекомендациям по заполнению новой примерной формы платежного документа (ещё не вступили в силу, и в настоящее время действующих рекомендаций нет), «в графе. должны перечисляться виды услуг по содержанию и ремонту жилого помещения».

Поэтому наличие отдельной строчки в квитанции «вывоз ТБО» — это нормально. Главное, чтобы общий размер тарифа за содержание и ремонт жилья соответствовал величине, утверждённой собственниками.

Ответ:
Здравствуйте.
(1) Да, суммируется. Точнее, входит в состав платы за содержание и ремонт. Содержание и ремонт — это 100%, вывоз ТБО — это какая-то часть этой платы.
(2) Сколько платить должны решать собственники (по предложению УК). За исключением платы для нанимателей. Рекомендую:
— «Обоснованность размера платы за содержание и ремонт жилого помещения»,
— «Как формируются цены, тарифы, размеры платы за жилищно-коммунальные услуги».

(3) Вывоз ТБО входит в содержание и ремонт не на основании постановления главы города, а на основании пп. «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД (постановление Правительства РФ №491). А плата за содержание и ремонт должна устанавливаться на общем собрании (по предложению УК). Выше этого размера, установленного собственниками, УК не имеет права начислять.

Вывоз мусора: особенности коммунальной услуги

Каждый житель многоквартирного дома должен покрыть расходы по собиранию, удалению и утилизационным мероприятиям с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Плата за вывоз мусора взимается со всех прописанных обитателей квартиры. Тарифы используются для создания и поддержания сборных пунктов для отходов.

Законодательство о вывозе мусора

Новое законодательство (закон №458) регламентирует оказание коммунальных услуг, в том числе и экспорт твердых коммунальных отходов (ТКО). Оплату за вывоз мусора включают или в общую платежку, или в отдельный расчет, который исполняется согласно действующим договорным обязательствам. Также закон ответил на вопрос коммунальная или жилищная услуга вывоз отходов. Теперь это коммунальная услуга.

Все выплаты рассчитываются согласно тарифам и стандартам, которые утверждены местными органами власти. Итоговая сумма устанавливается организацией, которая заключает контракт с собственником или нанимателем на вывоз ТБО, коммунальная услуга зависит от количества метража определенного жилого помещения и численности прописанных жителей.

ТКО – это отходы, которые создаются в многоквартирных домах жильцами в процессе жизнедеятельности. Это и изделия, которые утратили свое бытовое значение для конкретного потребителя, и пришедший в негодность товар. Просчитать количество ТКО невозможно при помощи приборов учета, этим и отличается эта коммунальная услуга от других.

В каждом регионе существует своя программа по вывозу коммунальных отходов и выбирается оператор по их утилизированию в определенном порядке. Последний обязан:

  • собирать твердые отходы в ЖКХ согласно действующим стандартам;
  • транспортировать их на свалку;
  • обрабатывать;
  • утилизировать;
  • обезвреживать;
  • заниматься захоронением отходов.

Выбор оператора остается за региональной администрацией, которая проводит для определения конкурсы. Избранный региональный оператор работает в течение десяти лет, а владельцы квартир заключают с ним публичный договор согласно закону и оплачивают сервис исходя из него. Помимо этого управляющая компания также заключает контракт с оператором по транспортировке ТКО.

Тарифы и расчет

Немного о том, сколько стоит подобный сервис. В законе определены тарифы и платежи за экспорт отходов, которые прописываются в договоре на предоставление КУ. Операторам нельзя брать плату сверх установленной в данном регионе местной администрацией. Регулированию подлежат следующие тарифы:

  • обработка мусора;
  • обеззараживание;
  • захоронение;
  • действия с твёрдыми бытовыми отходами (сбор и вывоз ТБО, утилизация).

С 2016 года действует новый перечень ЖКУ, а также изменяется порядок расчета, и, значит, оплата за их пользование. Сегодня услуга вывоза мусора – это отдельная графа в перечне КУ для населения.

Несколько слов о том, как рассчитывается плата за вывоз ТБО с человека в многоквартирном доме. Это делается исходя из норм на каждого жителя квартиры, которые определяются региональными контролирующими органами. Когда подобную услугу предоставляет компания по государственному договору, то соглашение с ней заключать не надо, при перерасчете ничего не меняется. Если государственный контракт заключался до 2016 года, то он пролонгируется автоматически на указанное в нем время, а отдельная графа в квитанции в этом случае отсутствует.

Все владельцы недвижимости в многоэтажных домах заключают соглашение на оказание услуг по экспорту мусора с региональным оператором, жителей коммуналки это тоже касается. Также подобный контракт может заключаться и с управляющей компанией, как представительским органом. Такое решение принимается на общем собрании владельцев квартир по организации вывоза мусора, коммунальной услуги с 2017 года.

Дополнительной обязанностью, которая оговорена в законодательстве, является то, что экспорт ТКО и нормативы расчетов за коммунальный сервис в многоэтажном доме выполняется региональным оператором согласно подписанному контракту. Он заключается как с владельцами недвижимости, так и с УК. На основании этого можно рассчитать и выполнить платежи за поставляемую коммунальную услугу.

Спорные вопросы

Но в последнем законе есть и спорные обстоятельства, к которым можно отнести проблему собственности контейнеров для сбора мусора и площадок. Также под вопросом качество оказываемой услуги, которая реализовывается от места сбора ТКО. Оно должно оснащаться согласно правилам и содержаться в надлежащем состоянии. Отвечают за это УК или владельцы жилья в многоквартирном доме.

Места для сбора не являются владением ни собственников, ни администрации регионов. Поэтому они обязаны быть назначенными частью общедомовой собственности и согласно этому зарегистрированы, чтобы их отдали региональному оператору.

Определение качества услуги по вывозу мусора в законодательстве не предусмотрено, но там прописано, что оператор должен оказывать и качественный, и безопасный сервис. После вступления в действие подобного законодательства владельцы недвижимости приобрели новые коммунальные услуги, а УК теперь отчитывается по-другому.

Вывоз ТБО — это жилищная или коммунальная услуга

Что представляет собой вывоз ТБО жилищная услуга или коммунальная услуга? Ранее вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) не считался частью коммуналки. Её предоставляли жилищные организации самостоятельно и за это брали плату в качестве расходов на текущий и капитальный ремонт дома. Однако с 2016 года данная услуга стала отдельным видом коммуналки. Так, чего нужно ожидать от включения в состав расходов по ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) вывоз мусора?

Что такое ТБО и как за него платить?

Теперь при вывозе мусора коммунальные услуги вырастут. Вывоз ТБО не является отдельной услугой или единым действием, предоставляемым одной организацией. В данную услугу включён целый перечень действий, которые могут осуществляться как самой жилищной организацией, так и дополнительно привлекаемыми учреждениями.

Стоит отметить, что с 2016 года жилищная организация вне зависимости от того, предоставляет ли она услугу самостоятельно либо нанимает специализированное учреждение, должна иметь регистрацию у оператора соответствующего региона. Оператор является единственным лицом, осуществляющим учёт ТБО, мест их хранения. А также оператор предоставляет услугу в полной мере и отвечает за неё.

Что касается самой услуги, то в её состав включены следующие действия:

  1. Содержание пунктов сбора по месту проживания людей, которые должны соответствовать экологическим требованиям. Другими словами, за данной услугой стоят действия по организации сбора отходов. В большинстве случаев такие пункты имеют форму контейнера. В исключительных случаях форму отдельного приёмного пункта, к примеру, пункт приёма металлолома или макулатуры.
  2. Логистическая составляющая услуги заключается в вывозе собранных ТБО за пределы населённого пункта и доставка до специализированного места хранения. Данная услуга включает погрузку, а также выгрузку ТБО по месту хранения.
  3. Утилизации подлежат все те ТБО, при сгорании которых не выбрасываются вредные вещества в атмосферу. К ним можно отнести и те отходы, которые подлежат переработке и повторному использованию. К таким отходам можно отнести некрашеное дерево, бумагу и так далее.
  4. Хранение в специализированных для этого местах осуществляется в отношении вредных отходов. Обычно происходит захоронение, однако в редких случаях хранение осуществляется на открытом воздухе.

Вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов) к компетенции операторов не отнесён. Выполнение этих функций также остаётся в ведении муниципальных органов.

Таким образом, вывоз ТБО представляет собой целый комплекс услуг, причём не самого дешёвого характера. По этой причине правительство приняло решение выделить данную услугу в отдельный вид коммуналки.

Стоит отметить, что до 2010 года вывоз ТБО не подразумевал различные услуги. Была единая плата за сбор и вывоз до полигона. Однако изменились экологические нормативы хранения отходов, что сделало невозможным хранение ТБО на специализированных полигонах. Однако до сих пор в некоторых регионах нет специализированных хранилищ.

Кто регулирует данную услугу?

Как уже было сказано, основным компетентным звеном в данной сфере является оператор соответствующего региона. Именно он является ответственным за сбор и вывоз ТБО.

Дело в том, что, хотя законодательство предусматривает право жилищной организации заниматься вывозом мусора, процедура получения соответствующих разрешительных документов для этого весьма сложная.

К сожалению, ни одна жилищная организация не может отвечать подобным требованиям. Так что до тех пор, пока не появится определённая частная структура, функцию по вывозу ТБО будет осуществлять оператор.

Временно, пока не определена специальная структура, функцию по надзору за исполнением вывоза по твёрдым видам отходов в правильном порядке осуществляют органы власти соответствующих регионов.

Так, в полномочии администрации находятся следующие моменты, связанные с вывозом ТБО:

  • установление цен на услугу;
  • определение индексов повышения стоимости услуг;
  • контроль над исполнением оператором требований закона;
  • приём и рассмотрение жалоб от потребителей.

Таким образом, при возникновении споров по стоимости услуги либо ненадлежащем качестве вывоза мусора следует в первую очередь обращаться к самому оператору. Так как счёт выставляется им, то обращение будет осуществляться в претензионном порядке. Если оператор проигнорирует претензию, то далее направляется жалоба в жилищную инспекцию либо на имя главы населённого пункта и региона.

Нарушение порядка вывоза ТБО, необоснованное повышение цен на услугу является нарушением прав потребителей. Так что жалоба в указанную организацию будет вполне осмысленным действием.

Порядок определения оператора

Законодательство устанавливает, что оператор является единственным лицом, которое осуществляет вывоз ТБО, его последующую утилизацию или хранение.

Чтобы организация смогла стать оператором по вывозу ТБО, она должна иметь достаточно ресурсов для выполнения следующих функций:

  • сбор в соответствии с требованиями экологических стандартов;
  • транспортировку с использованием специального транспорта;
  • первичную обработку и сортировку собранных ТБО;
  • утилизацию отходов без вредных выбросов;
  • обеззараживание потенциальных источников техногенной или эпидемиологической катастрофы;
  • оборудование мест захоронения и содержание таких мест.

Таким образом, если организация обладает возможностями осуществления подобных функций, то она может участвовать в конкурсе на роль оператора вывоза ТБО.

Конкурс проводится региональными властями. Право исполнять обязанности оператора даётся на 10 лет с момента утверждения организации по итогам конкурса.

Так, организация может быть выбрана:

  • для всего региона;
  • для отдельного населённого пункта;
  • для отдельной части населённого пункта.

При выборе региональные власти также будут исходить из способности организации охватить как можно большую местность. Если такой организации в регионе не будет, то обязанности допускается разделить между несколькими компаниями.

После этого все взаимоотношения между жильцами и оператором будут регулироваться указанным договором. По этой причине необходимо тщательно изучить его. Но в силу характера услуги условия договора будут монопольными. Цена и порядок индексации стоимости услуги устанавливается местными властями, так что беспокоиться за переплаты не стоит.

Определение тарифов и стоимости услуг

Порядок определения стоимости услуг по вывозу ТБО федеральным законодательством не урегулирован. Данное полномочие передано местным властям. Однако на сегодняшний день местные власти также не устанавливают точных тарифов, так как услуга имеет довольно расходный для оператора характер.

Кроме того, федеральное законодательство не запрещает оператору получать прибыль при предоставлении услуги по вывозу ТБО. Таким образом, конечная стоимость будет рассчитана самим оператором.

Но стоит отметить определённые новшества в законодательстве, которые были введены в действие с 2016 года:

  • расчёт общей суммы платежа на одну квартиру или жилой дом осуществляется исходя из количества официально прописанных там лиц;
  • порядок расчёта определяется оператором, но должен быть прозрачным для потребителей;
  • не допускается необоснованное завышение стоимости услуги в целях получения прибыли, помимо установленных местными властями предельных размеров надбавки.

Точный порядок расчёта должен быть отражён в договоре, подписываемым между жильцами и оператором. А также он должен быть в открытом доступе на электронном интернет-ресурсе оператора.

Что включается в итоговую стоимость услуги?

Закон определяет, что общая итоговая сумма платежа должна включать в себя следующее:

  • фактически осуществлённые расходы оператора за определённый период, разделённые на каждого жителя подконтрольных ему домов;
  • надбавка в пределах максимальных значений, устанавливаемых местными властями, образующая прибыль организации.

Важные для потребителей моменты

В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.

Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.

Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:

  1. Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
  2. Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
  3. Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.

Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.

Вывоз ТБО: коммунальная или жилищная услуга в 2020 году

В содержание общего имущества МКД входит сбор и вывоз бытового мусора. Оплачивать эту услугу должны жильцы. Однако в платежных документах с 1 января 2016 года появилась новая строка, где этот мусор называется коммунальными отходами. Граждане интересуются, вывоз ТБО – это жилищная или коммунальная услуга и по каким принципам насчитывается ее оплата.

Что считается твердыми коммунальными отходами

К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность. Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так Закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления…» определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

Наиболее распространенные виды ТБО:

  • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль;
  • резина;
  • пищевые отходы;
  • бумага.

Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

Прежде, согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.

Введенные постановлением Правительства РФ № 232 от 27.02.2017 изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

  • правильному сбору;
  • транспортировке;

Вывоз ТКО: статус услуги с точки зрения закона

Законодательные поправки изменили статус операций, связанных с обращением с ТБО. В результате сбор и вывоз мусора – коммунальная услуга с 2017 года.

До вступления в силу изменений в законодательстве услуги по вывозу мусора оказывали управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они заключали договоры и контролировали исполнение подрядчиками его требований.

Изменения в правилах обращения с ТКО, закрепленные законодательно, позволяют легко установить, вывоз ТБО – это жилищная услуга или коммунальная услуга. Нормы закона теперь четко определяют, что обращение с твердыми отходами относится к сфере ответственности коммунальных служб, выводя такие операции из перечня услуг по содержанию жилья.

Закон расширяет и изменяет терминологию, определяя этот тип услуг как коммунальные.

В расшифровке обновленной аббревиатуры ТКО (твердые коммунальные отходы) содержится ответ на вопрос, является ли коммунальной услугой или нет обращение с подобным мусором.

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Как упоминалось выше, сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов входят в понятие деятельности по обращению с ТКО и поручаются региональному оператору. Так называется юридическое лицо, заключающее договор на оказание подобных услуг с собственником отходов, места сбора которых расположены в зоне его деятельности.

Региональные операторы осуществляют все процедуры самостоятельно или привлекают субподрядчиков.

Плата за вывоз мусора в тарифах ОСМД рассчитывается по новым правилам, установленным законодательством.

Как определяется оператор

Деятельность операторов регулируют положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» . В ФЗ № 89 установлен порядок присвоения такого статуса организациям, работающим с ТКО.

Региональные операторы получают статус на 10 лет. Закон предписывает организацию конкурса для выбора оператора и наделяет правами на его проведение уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Пройдите социологический опрос!

Как заключается соглашение с региональным оператором

С победителем конкурса заключается договор на предоставление услуг по обращению с ТКО. Его обязательно подписывают ИП и юридические лица.

С жителями частного сектора и МКД подписывается договор публичной оферты, в рамках которого будет оказываться услуга. Возможно также конклюдентное соглашение. Это значит, что на основании совершения обусловленных обоюдным согласием действий договор считается заключенным без составления письменного контракта. Жильцы собирают мусор в отведенных для этого местах, откуда его вывозит региональный оператор.

Услуга по обращению с ТКО может предоставляться жителям МКД на основании договора с каждым из собственников жилья. Это решение принимается на общем собрании жильцов.

Если домом управляет УК, именно она заключает договор с региональным оператором. Форма соглашения определена в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В нем обозначены основные права и обязанности сторон, включая то, как оплачивается данная услуга.

Как формируются тарифы и стоимость услуг

В связи с переводом услуги по обращению с твердыми отходами в категорию коммунальных изменился принцип ее тарификации и, как следствие, стоимость. Например, раньше плата за данную операцию определялась исходя из расчета за 1 м2 занимаемой жильцом в МКД площади. То, как рассчитывается оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2020 году по новым правилам, определено в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

Размер оплаты вычисляется с учетом нормативов накопления твердых отходов на одного человека.

Нормативом считается среднее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется за единицу времени.

Вторым значимым элементом для расчета величины оплаты служат тарифы на вывоз ТБО для на 2020 год для населения.

Кто уполномочен устанавливать тарифы

До принятия постановления и изменения порядка начисления оплаты за обращение с ТКО организации, оказывающие услуги по вывозу мусора, самостоятельно устанавливали цены с учетом существовавших ограничений. Теперь, согласно законодательным актам, тарифы и нормативы будут одинаковыми в рамках регионов.

Федеральное законодательство также определяет, кто устанавливает тарифы на вывоз ТБО. Эта функция возложена на специальные тарифные комиссии региональных операторов по обращению с отходами.

Установление предельного тарифа отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

Расчетная формула оплаты стоимости коммунальной услуги по обращению с ТО включает:

  • утвержденные нормативы ЖКХ по вывозу мусора;
  • установленный тариф;
  • количество жильцов, постоянно и временно проживающих в помещении в МКД.

Вычисления производятся по такому алгоритму:

количество проживающих в квартире х норматив х тариф = годовая величина оплаты.

Разделив полученный результат на 12, можно определить, сколько стоит в ЖКХ вывоз мусора ежемесячно.

Правила учета ТБО для определения тарифа

Фактическое количество отходов и объем контейнеров – важные составляющие расчета ежемесячной стоимости вывоза отходов с человека.

Весь мусор сортируется, после чего его организуется его раздельное хранение и утилизация. С этой целью устанавливаются контейнеры разного цвета для сортировки мусора на:

  • биоразлагаемый,
  • стекло,
  • бумагу,
  • отходы, не прошедшие сортировку.

Ответственность за содержание мест сбора ТБО (ТКО)

Обслуживание мест сбора отходов не относится к компетенции региональных операторов. Согласно Правилам обращения с ТКО (п. 13), утвержденным постановлением № 1156, ответственность за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов возлагается:

  • на собственников жилых помещений;
  • на УК, если с ней заключен договор на обслуживание.

Если места для контейнерных площадок, сбора крупных отходов или прилегающие к ним территории не относятся к общему имуществу МКД, то за содержание этих территорий отвечают их собственники.

В случае, если земля, на которой находится контейнерная площадка, принадлежит юридическому или физическому лицу, а многоквартирным домом управляет ТСЖ (ТСН), то жильцы должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Порядок вывоза отходов

Требования к оказанию услуги по обращению с ТКО определены в постановлении Правительства РФ от 06.05.2001 №354 . Периодичность вывоза отходов из места накопления зависит от времени года и температуры окружающей среды.

Так, в холодное время года, при среднесуточной температуре +5°C, мусор должны вывозить не реже 1 раза в 3 суток. Ежедневному вывозу подлежат отходы в теплый сезон, если средняя температура выше +5°C.

Нормативный акт определяет рамки допустимого отклонения сроков, а также то, как начисляется плата за период, в котором произошел сбой.

В случае многократного нарушения правил или условий договора регионального оператора могут досрочно лишить статуса исполнителя.

Кому жаловаться на исполнителя

Если поставщик услуги нарушает нормы законодательства, потребитель может сообщить в местные органы власти о том, что региональный оператор игнорирует условия соглашения. Претензию следует направить в инстанцию, которая подписывала договор с оператором от имени региона.

Узнать, кто его заключал, несложно – текст контракта размещается на сайте исполнителя услуги. Например, в Белгородской области это соглашение заключил департамент ЖКХ.

Можно жаловаться и в другие организации, деятельность которых прямо или косвенно связана с последствиями некачественного оказания услуги. К ним относится:

  • региональная энергетическая комиссия (нарушения в области тарифов на услуги);
  • Роспотребнадзор (нарушение эпидемиологических и санитарных норм);
  • Росприроднадзор (неисполнение условий лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности, которое влечет проблемы, связанные с охраной окружающей среды и экологией).

Если обращения в эти ведомства не имели положительного результата, следует поставить в известность прокуратуру.

Как вывозятся отходы из частного сектора

До принятия изменений в законодательстве жители частного сектора могли не заключать договоры на вывоз мусора с территории домовладений, но теперь оплата этой услуги для них обязательна.

Квитанции на оплату вывоза ТКО получит каждый собственник и гражданин, зарегистрированный в частном доме, непосредственно с начала деятельности регионального оператора.

Основанием для получения услуги по обращению с ТКО и начисления оплаты является публичный договор, заключаемый независимо от желания собственника.

Тарифы на вывоз мусора в частном секторе рассчитываются по специальным формулам. Стоимость услуги устанавливают уполномоченные органы, как и в случае многоквартирных домов.

Кроме того, для жильцов индивидуальных жилых строений по установленной формуле производится расчет в отношении нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На конечную стоимость влияет тариф за вывоз мусора с человека и нормативы накопления.

Для оказания услуги оператор, в соответствии с региональной схемой размещения мест накопления ТКО, должен обеспечить обслуживаемую территорию контейнерами.

Слабые стороны нового закона

Реформирование сферы обращения с ТБО в полной мере начнется с 1 января 2020 года. Однако изменения в законодательстве оставили ряд спорных вопросов. В частности, они касаются определения термина ТКО в законодательном акте и возможности отнесения к ним некоторых категорий отходов.

Открытым остается вопрос финансирования обслуживания контейнерных площадок управляющими компаниями. Пока непонятно, из каких средств УК будут выделять деньги на их содержание, если оплата направляется региональному оператору.

Выводы

Нововведения в законодательстве относительно обращения с ТКО перевели все операции, связанные с их сбором, транспортировкой, утилизацией, захоронением, обработкой и обезвреживанием в категорию коммунальных услуг. На размер оплаты для собственников жилья в МКД и частном секторе влияет то, какой тариф на утилизацию мусора с 1 января 2020 года установлен в регионе, каков норматив накопления ТКО и количество жильцов в помещениях.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Читать еще:  Иск о взыскании коммунальных платежей с сособственника
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×
Комментарии: (14)
Подсказка: Поделитесь ссылкой в соцсетях ♥, если хотите получить больше ответов/комментариев!