1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акт о количестве проживающих в квартире образец

ВС РФ: если акт об установлении количества проживающих в квартире не передан в ОВД, то УК не вправе рассчитывать плату за услуги на основе этого акта

Goodluz / Depositphotos.com

Чтобы использовать акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в квартире без ИПУ, этот акт необходимо отослать в органы внутренних дел в течение трех дней после составления, а второй экземпляр акта – отдать собственнику квартиры (Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. № 307-ЭС19-14487). В противном случае плату нужно рассчитывать только по количеству зарегистрированных в квартире лиц или собственников. На это указали суды, рассматривая дело о законности предписания ГЖИ.

Спорное предписание обязывало УК пересчитать плату за горячее и холодное водоснабжение для квартиры, которая не оборудована счетчиками ни горячей, ни холодной воды. Ранее УК заподозрила, что водой там пользуется больше народу, чем «прописано», и самостоятельно подсчитала количество проживающих в неоприборенной квартире (6 персон), о чем и был составлен акт. Однако, в нарушение п. 56.1 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – Правила № 354), УК забыла отправить первый экземпляр акта в полицию, а второй – отдать собственнику или постоянно проживающему потребителю. Тем не менее, сумма в платежке за воду (норматив+ штрафной коэффициент за отсутствие ИПУ) стала в шесть раз выше. Инспекторы ГЖН, обнаружив нарушение п. 56.1 Правил № 354, потребовали прекратить начисление платы исходя из 6 проживающих в квартире человек, и сделать перерасчет за прошлый период. УК оспорила предписание в суде, проиграла в первой инстанции, но апелляционный арбитражный суд поддержал управдомов, потому что:

  • в силу п. 56.1 Правил № 354 акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, признается достаточным основанием для определения платы за холодное и горячее водоснабжение, исходя из фактического количества проживающих в квартире лиц;
  • нормы Правил № 354 не связывают юридическую силу такого акта с исполнением или неисполнением обязанности по направлению копии акта в уполномоченные государственные органы, ведь соответствующие правовые последствия возникают с момента составления акта, а не с момента его получения органами внутренних дел.

Однако в суде округа постановление апелляционной инстанции отменили, указав на необходимость неукоснительного соблюдения процедуры составления спорного акта: если акт, в нарушение п. 56.1 Правил № 354, не был передан собственнику жилого помещения и не был направлен в органы внутренних дел, то он не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан.

Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело.

Как УО верно составить акт о временно проживающих в квартире лицах

ПП РФ № 354 позволяет УО составлять акт о том, что в квартире без ИПУ проживает больше потребителей, чем официально там зарегистрировано. Сделать это непросто. Рассказываем, как правильно оформить акт об установлении временно проживающих в квартире граждан, чтобы затем использовать его данные при расчётах за КУ.

Составьте в отношении квартир без ИПУ акт об установлении временно проживающих лиц

Вопрос о том, сколько на самом деле в квартире проживает человек, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО. Количество проживающих влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных в помещении потребителей.

Плата за большинство ЖКУ сегодня рассчитывается исходя из площади принадлежащей собственнику квартиры или по показаниям индивидуальных/общедомовых приборов учёта. Однако реальное количество потребителей в помещении важно, если расчёт платы за коммунальные услуги производится исходя из нормативов: при отсутствии или выходе из строя ИПУ.

Читать еще:  Государственный кадастр недвижимости представляет собой

Управляющие организации и ТСЖ заинтересованы в том, чтобы знать истинное количество потребителей, проживающих в квартире. Если по сведениям исполнителя КУ в помещении всего 1–2 человека, а на самом деле коммунальные ресурсы потребляет большая семья, то неучтённые в нормативе объёмы окажутся в КР на СОИ.

Не так остро вопрос стоит по квартирам, где ИПУ установить можно, но собственники этого не сделали. Тогда к нормативу применяется повышающий коэффициент, и это может значительно компенсировать некорректность расчётов из-за неточных данных о количестве потребителей.

Но если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов, об этом составлен акт, то управляющая организация и ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ, ведь величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек:

Не составляйте акт при наличии заявления от собственника квартиры о временно проживающих

В ПП РФ № 354 законодатели официально дали потребителям и исполнителям коммунальных услуг возможность урегулировать вопрос с незарегистрированными в квартире гражданами двумя способами: добровольно и принудительно.

Добровольно, это когда собственники квартиры или постоянно проживающий в ней человек направляет исполнителю КУ заявление о том, что в его жилом помещении есть временно, то есть более 5 дней, проживающие лица (п. п. 56, 57(1) ПП РФ № 354).

В таком заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество составителя документа, адрес и сведения о количестве временно проживающих потребителей. Также собственник должен указать дату начала проживания в квартире незарегистрированных лиц и, по возможности, дату их отъезда.

Подобное заявление владелец квартиры или постоянно там проживающий потребитель должен направить исполнителю КУ в течение 3 рабочих дней с момента, как в квартире появились временные жители. Однако случаи, когда собственники помещений в МКД пишут такие заявления, скорее исключение, чем правило.

Чётко следуйте порядку составления и подписания акта согласно ПП РФ № 354

Собственники не спешат писать заявления исполнителям ЖКУ о том, что в их квартире живёт больше потребителей, чем официально зарегистрировано. Тогда у УО, ТСЖ и РСО есть право зафиксировать самостоятельно такие сведения, составив акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1) ПП РФ № 354).

Правила составления такого акта прописаны в п. 56(1) ПП РФ № 354:

  1. В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, сведения о количестве временно проживающих потребителей. Если есть возможность определить, с какого времени незарегистрированный человек проживает в квартире, то ставится дата начала временного пребывания. При этом важным условием для проставления такой даты является наличие подписи владельца квартиры.
  2. Акт должен быть подписан исполнителем КУ и собственником помещения. Если собственник отсутствует в квартире во время составления акта или отказывается его подписывать, то в документе обязательно проставляется пометка об этом. Также необходимо, чтобы в такой ситуации акт подписали не менее 2 потребителей и член совета МКД/председатель ТСЖ.
  3. Один экземпляр акта необходимо передать собственнику квартиры/постоянно проживающему потребителю. Если он отказывается брать документ, в акте также об этом должна быть поставлена отметка.
  1. Акт в течение 3 дней с момента его составления обязательно направляется исполнителем КУ в органы внутренних дел.

Вручите копию акта собственнику квартиры или сделайте отметку об его отказе её получить

Задача составить подобный акт сама по себе непростая: вряд ли хозяева «резиновых» квартир с охотой пустят представителей управляющей организации или ТСЖ к себе для проверки. Но если все-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354 к такому акту, чтобы усилия не пропали даром из-за технической ошибки.

Читать еще:  Акт о затоплении квартиры соседями образец

Важность следовать всем требованиям ПП РФ № 354 к акту об установлении количества проживающих в помещении потребителей в сентябре 2019 года подчеркнул ВС РФ, подводя итог судебному делу № А56-102775/2018.

Управляющая организация смогла составить акт, в котором зафиксировала, что в квартире, где не установлены индивидуальные приборы учёта, проживают незарегистрированные лица. На основании этого документа УО стала вести расчёты платы за коммунальные услуги.

Собственник квартиры с завышенными начислениями не согласился и обратился с жалобой в орган ГЖН. Ведомство, проведя документарную проверку УО, вынесло компании предписание прекратить нарушение и сделать потребителям перерасчёт без учёта данных, которые указаны в акте.

Управляющая организация подала в суд иск с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным, поскольку она действовала в соответствии с п.п. 56, 57 ПП РФ № 354.

Обязательно направьте копию акта в орган внутренних дел

Суд первой инстанции отклонил иск управляющей организации, указав на то, что истец не исполнил всех требований к порядку составления акта об установлении фактически проживающих в квартире лиц. Акт не был вручён собственнику квартиры и не направлялся в органы внутренних дел.

Апелляционный суд решение первой инстанции отменил. Судья отметил, что содержание акта соответствует требованиям п. 56(1) ПП РФ № 354, и достоверность содержащейся в нём информации подтверждена проверкой. Ненаправление акта в органы внутренних дел не отменяет факта, что в квартире проживает больше человек, чем зарегистрировано. Следовательно, УО вправе рассчитывать плату за КУ согласно данным такого акта.

Орган ГЖН подал жалобу в кассационный суд, который вернулся к позиции первой инстанции, отменив постановление апелляционного суда. УО не выполнила всех требуемых от неё действий при составлении акта, не направив копию документа собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции.

Составленный акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нём количества проживающих граждан. ВС РФ подтвердил правильность позиции кассационного суда. Предписание органа ГЖН осталось в силе, и УО пришлось сделать перерасчёт платы за коммунальные услуги без учёта данных, указанных в акте.

Соберите комиссию для подтверждения проживания в квартире незарегистрированных лиц

Ненаправление акта в органы внутренних дел, которые составляют протокол об административном правонарушении по ст. ст. 19.15, 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ чаще всего становится причиной признания действий УО незаконными. Подобная позиция судей встречается, например, в делах № А54-4279/2015, № А50-22264/2015, № А13-7749/2014.

При составлении акта УО могут принять во внимание рекомендации, которые даны в «Методических рекомендациях по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Документ утверждён Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москва от 14.06. 2013 № 05-14-182/3.

Авторы документа рекомендуют проводить проверку для составления акта минимум два раза за расчётный период, и делать это целой комиссией. В такую комиссию следует включить представителей УО/ТСЖ и совета МКД, участкового уполномоченного полиции, хотя бы двух независимых свидетелей. Такие предосторожности помогут исполнителю КУ в суде доказать достоверность указанных в акте сведений.

На заметку

Наличие в ПП РФ № 354 законных оснований для исполнителя КУ составить акт о проживании в квартире большего количество потребителей, чем официально зарегистрировано, не помогает УО и ТСЖ справляться с «резиновыми» квартирами, где не установлены ИПУ.

Сначала им достаточно сложно составить акт о том, что в помещении есть временно проживающие лица, а затем доказать надзорным ведомствам и суду, что они имеют право учитывать данные акта при расчёте платы за ЖКУ.

Если УО или ТСЖ решили всё-таки добиться правды, установить количество проживающих в квартире потребителей и составить акт, то им следует точно соблюдать требования ПП РФ № 354 к этому процессу. Им необходимо сделать в акте все необходимые отметки, поставить подписи, направить экземпляр документа собственнику квартиры и в орган внутренних дел.

Читать еще:  Бланк договора социального найма жилого помещения скачать

Акт о фактическом проживании граждан

Акт о фактическом проживании граждан составляется комиссией с целью установить факт проживания граждан по указанному адресу. Обследование жилого помещение может быть осуществлено работниками жилищно-коммунальной организации. В качестве членов комиссии могут быть привлечены соседи.

Акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не могут быть законным основанием для начисления платы. До 01.06.2013 в спорах о правомерности начисления платы суды рассматривали подобные акты, составленные произвольно, в совокупности с иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание в помещении потребителей.

Введение в новые Правила нормы об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также дополнения к п. 58 в части определения количества временно проживающих в помещении потребителей на основании протокола об административном правонарушении по ст. 19.15 КоАП РФ поставило точку в вопросе о том, вправе ли исполнители самостоятельно выявлять проживающих в помещении без регистрации лиц и начислять им плату. Можно ответить однозначно: нет. Законодатель исходит из добросовестности граждан, обязывая их сообщать о временных потребителях коммунальных услуг. Единственное, что может сделать исполнитель, — это провести проверку и составить акт о фактически проживающих в помещении лицах. Однако начислять плату на основе этого акта он не вправе, только протокол уполномоченных органов позволяет производить начисления.

Образец акта о фактическом проживании в квартире

Акт о фактическом проживании в квартире составляется в случае начала процесса принудительного выселения лиц, не имеющих регистрации по месту проживания. Также он требуется при конфликте с управляющей компанией или коммунальной службой.

Особенности оформления

Акт становится основным подтверждающим документом, что квартира сдается в аренду с серьезными нарушениями. Арендаторы могут мешать соседям или ведут неприемлемый образ жизни. При наличии этого документа проще подать жалобу на выселение.

Важно жаловаться на конкретных людей, проживающих не по месту регистрации. В противном случае акт не будет рассматриваться. Обязательное требование – присутствие специальной комиссии, которая может формироваться из следующих лиц:

  1. Участкового;
  2. Специалистов из управляющей компании;
  3. Соседей;
  4. Других заинтересованных лиц.

Законодательство не устанавливает точной формы заявления, но его можно составить в произвольной форме. Документ приобретает юридическую силу, как только в нем появятся подписи всех указанных лиц.

Как заполнить?

Обычно в качестве инициатора составления документа выступает управляющая компания. А соседи привлекаются как свидетели. В присутствии участкового и минимум 3 соседей проводится обследование на предмет вещей лиц, которые здесь фактически проживают. Владельца квартиры должны поставить об этом в известность, чтобы он мог лично присутствовать.

Хотя акт не имеет установленной формы, в нем должна содержаться следующая информация:

  • Дата заполнения, город или другой населенный пункт;
  • Полные имена соседей и адрес их проживания;
  • Ф. И. О. сотрудников управляющей компании и занимаемая должность;
  • Полный адрес квартиры;
  • Ф. И. О. владельца квартиры и дата его извещения;
  • Имена всех лиц, которые выявлены как проживающие в помещении;
  • Перечень всех, кто зарегистрирован в жилом помещении;
  • Причина составления документа;
  • Подписи всех перечисленных лиц.

В документе должен расписаться владелец квартиры и лица, в ней проживающие. Если они отказываются поставить подпись, соответствующая информация указывается в акте.

Образец заполнения акта о фактическом проживании:

Таким образом, составленный акт используется в составе документов на выселение вместе с жалобой в суд. Должны быть фактические доказательства нарушения прав соседей и отсутствие регистрации по месту проживания. Правильно составленный документ является основанием для рассмотрения дела, дополнительно учитываются показания свидетелей и должностных лиц.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector