59 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие изменения повлияли на повышение собираемости налогов в россии

Какие изменения повлияли на повышение собираемости налогов в россии

Разработка рекомендаций по улучшению собираемости налогов

В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов.

В этих условиях резко вырастает важность и значение контрольной работы налоговых органов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное — сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых до-кументальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.

К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблении не могут быть устранены только этими методами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений. Следует предусмотреть установление жесткого повседневного контроля за соблюдением налогового законодательства, заблаговременное пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов.

Повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования.

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое законодательство. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, — большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

Следует добиваться перехода к системе единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором должны учитываться все граждане, начиная с рождения. При этом каждому гражданину должен присваиваться единый и постоянный идентификационный номер (ПИН-код). Необходимо также поставить вопрос о переводе в систему МНС России кадастра недвижимости (Земельного кадастра) и, возможно, единого депозитария ценных бумаг предприятий «первой линии» (прошедших листинг фондовой биржи). Клиентов этих двух реестров интересует, прежде всего, надежность ведения их учета, что и будет им обеспечено под строгим контролем государства — в лице налоговых органов. Одновременно будут решены и вопросы уклонения от уплаты налогов в этой сфере.

Следующей важной мерой является закрепление за налоговым ведомством функции сборщика налогов. В настоящее время в налоговой сфере действуют многие ведомства: кроме МНС России, Минфин России и федеральное казначейство, налоговая полиция, Банк России и т.д. От такой ситуации государство не выигрывает, тратятся огромные средства на ведение параллельных систем учета, эффективность налогового контроля падает, осложняется ведение единой налоговой статистики. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать МНС России все функции по сбору всех налогов и других обязательных платежей в стране на единый счет налоговых органов.

Обоснование правомерности такой меры состоит в следующем.

Во-первых, общегосударственное налоговое ведомство собирает налоговые платежи для всех звень-ев бюджетной системы страны, включая также и со-циальные фонды, а федеральное казначейство ведает только вопросами федерального бюджета.

Во-вторых, соединение в одном органе (в федеральном казначействе) расходных и доходных функций прямо противоречит основному принципу финан-сового контроля, по которому запрещается объединять в одних руках сбор доходов и реализацию контрольных функций в сфере их расходования. Нарушение этого принципа, как мы хорошо видим на практи-ке, создает возможности для применения различного рода полулегальных зачетных схем, для неоправданного предоставления налоговых льгот, ущемления при распределении собранных налоговых средств интере-сов отдельных звеньев бюджетной системы и т.д.

В-третьих, при современной системе налогообложения собираемые налоговые поступления не сразу превращаются в доход государства — из этих сумм необходимо произвести еще возврат излишне уплаченных налогов, денежных средств в порядке реализации прав налогоплательщиков на получение налоговых льгот и т.д. Кроме того, по некоторым видам налогов возврат ранее уплаченных сумм является закрепленной законом (Налоговым кодексом Российской Федерации) обязательной функцией налоговых органов (например, возврат НДС экспортерам, а в ев-ропейских странах налоговые органы возвращают также суммы НДС и туристам). Кроме того, как показывает опыт других стран, по некоторым видам на-логов целесообразно применять временное депонирование денежных сумм в счет будущих налоговых обязательств налогоплательщиков, так как иногда организациям оказывается удобным уплатить свои налоги заранее, до срока наступления налоговых платежей, и т.д.

Все эти вопросы могли бы быть эффективно решены через объединение в лице МНС России функций и контролера, и сборщика налогов. В будущем реализация этой меры могла бы привести к созданию универсального механизма по сбору налогов и любых других обязательных платежей, который в дальнейшем может выполнять и функции федераль-ного расчетного центра. В соответствии с этим предложением налоговая служба будет выступать в роли специализированного федерального банка, где каждому налогоплательщику будет открыт личный расчетный счет, в котором по дебету будут отражаться его обязательства по уплате налогов, а по кредиту — переплаты и возвраты по этим платежам. При таком порядке отпадет надобность в применении любых особых порядков возврата налогов (как в настоящее время — по справке налоговой инспекции, обязательно на личный банковский счет налогоплательщика и с соблюдением установленных сроков), а налогоплательщики получат право либо не снимать возвращаемые им средства с их счетов в налоговой службе до наступления сроков следующих платежей (в настоящее время такие зачеты для них ограничены требованием зачисления переплат по налогам только в доходы того звена бюджетной системы, за счет которого возникли эти переплаты), либо даже заблаговременно вносить на эти счета денежные авансы (с начислением среднего процента на остаток) с поручением налоговым органам списывать из них налоги и другие обязательные платежи по мере наступления в отношении их сроков уплаты.

Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства их решения — в Общей концепции налоговой политики и основных направлениях развития налоговой системы России. В этих документах можно будет не только обозначить и закрепить основные направления, развития налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации и совершенствования ее структуры, но и сформировать условия, обеспечивающие наиболее полное и эффективное выполнение возложенных на нее действую-щим законодательством задач с учетом тенденций развития налогово-бюджетной системы и национальной экономики в целом.

Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл должна вестись определенная работа по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде. На магнитных носителях и по телекоммуникационным каналам связи представило в 2006 году 472 предприятия из 632 предприятий, состоящих на налоговом учете и представляющих отчетность в налоговые органы, что составляет 74,7 %.

570 индивидуальных предпринимателя представили отчетность в электронном виде, из 914 предпринимателей, состоящих на налоговом учете и представляющих отчетность в налоговые органы, что составляет 62,4 %.

Рисунок 16 — План привлечения налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде

По телекоммуникационным каналам связи представляют отчетность 39 предприятий и 1 индивидуальный предприниматель, дополнительно 6 предприятий заключили договора с Учебно-научным центром информационной безопасности Приволжского федерального округа, и скоро будут представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи.

На 2008 год планируется довести удельный вес привлеченных налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде до 82,5%, индивидуальных предпринимателей — до 72%.

Необходимо вести постоянную работу по информированию налогоплательщиков через средства массовой информации, информационные стенды, бесплатные семинары. За 2006 год в местных средствах информации был размещен 31 материал: в печати — 19 материалов; на радио — 12 материалов.

За 2006 год поступило 59 письменных запросов на различную налоговую тематику, всем налогоплательщиками даны письменные ответы в срок. На 2007 год в соответствии с приказом УФНС России по РМЭ «О проведении Всероссийских семинаров» от 26 января 2007 года № 27 планируется провести 13 семинаров, в которых должно принять участие 529 человек. На данных семинарах будут рассматриваться не только те вопросы, которые предусматриваются графиком проведения всероссийских семинаров, но и другие различные вопросы (о новых кодах бюджетной классификации, о телекоммуникационных каналах связи, об ошибках, встречающихся при проведении камеральных и выездных проверок, о декларационной кампании 2007 года). Кроме того, планируется провести 50 семинаров с бухгалтерами предприятий и индивидуальными предпринимателями, в которых приняло участие более 1000 человек. На семинарах должны затраниваться различные темы (представление отчетности в электронном виде, о порядке заполнения платежного поручения, порядок заполнения и представления деклараций по упрощенной системе налогообложении и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и т.п.).

Читать еще:  Заполнение книги покупок и продаж шпаргалка от фнс

Графики проведения семинаров регулярно вывешиваются на стенды на 1 этаже налоговой инспекции и публикуются в газете «Вести», но посещаемость проводимых семинаров бухгалтерами предприятий очень низкая, т.к. сказывается близость города и многие бухгалтера посещают семинары, проводимые инспекцией по г. Йошкар-Ола и Центром перереподготовки.

Управлением ФНС по РМЭ было доведено плановое задание по подписке на газету «Совершенно несекретно» на 2007 год — 200 штук, выписано 211 штук. Для пропаганды газеты инспекцией использованы все имеющие средства. Рекомендуя подписаться на газету, необходимо проводить разъяснительную работу о том, что:

1) Основной целью ее выпуска является содействие взаимопониманию между налоговыми органами и налогоплательщиками, оказание помощи налогоплательщикам;

2) Единственная в РМЭ газета на налоговую тематику;

3) Подписная цена — одна из самых низких среди всех республиканских изданий.

В 2007-2008 должна быть продолжена работа по распространению разъяснительного материала:

1) О новых кодах бюджетной классификации;

2) О телекоммуникационных каналах связи;

3) По налогу на доходы;

4) По налогу на имущество;

5) По налогу на землю;

6) О сроках представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

7) Графики проведения семинаров с налогоплательщиками,

8) Декларационная кампания;

9) Перечисление госпошлины за утерю свидетельства ИНН;

10) Перечисление госпошлины за регистрацию индивидуальных предпринимателей;

11) Перечисление госпошлины за регистрацию предприятия, внесение изменений в учредительные документы и т.п.;

12) Единый социальный налог;

13) Новые коды ОКАТО муниципальных образований, с образцом заполнения платежного документа.

Данный информационный материал планируется раздаваться налогоплательщикам для повышения налоговой грамотности.

Можно выделить следующие предложения по увеличению собираемости налогов в Межрайонной ИМНС России №1.

Несмотря на рост поступления налоговых платежей, задолженность остается значительно высокой. Комплекс мероприятий, направленный на повышение собираемости налогов, предусмотренных законодательством, не дает достаточного положительного результата. Комплекс мер принудительного взыскания недоимки к сожалению не всегда достаточно эффективен. Инкассовые поручения, выставленные на расчетный счет, зачастую не имеют должного воздействия, так как уже имеется картотека. Недостаточно отработана система взаимоотношений МНС со службой судебных приставов по поводу производства арестов имущества должников согласно ст.47 НК РФ, в частности, нередки случаи затягивания службой судебных приставов возбуждения исполнительных производств, наложения ареста на имущество должников и передачи его на реализацию.

По ряду налогоплательщиков взыскать недоимку становится в настоящее время проблематично. Арест имущества согласно ст.47 НК РФ невозможен или малоэффективен в связи с отсутствием ликвидного имущества. Также большое внимание нужно уделять проверкам кассовой дисциплины и порядку ведения кассовых операций. Выдавая предприятию предписание на обязательное зачисление поступающей выручки на расчетный счет, а также к банку с установлением лимита кассы, можно в значительной мере погасить недоимку у предприятий, которые работают только через кассу, за налично-денежный расчет.

На постоянной основе нужно проводить индивидуальную работу с налогоплательщиками:

1. с проведением заслушивания руководителей в налоговых органах и на районной комиссии по определению возможности погашения недоимки и составления ими согласованных графиков регулярной и своевременной уплаты налогов.

2. предоставить налоговым органам право производить арест наличных денежных средств, находящихся в кассе налогоплательщика.

Вышеуказанные меры, если их принять на законодательном уровне, по нашему мнению, в значительной мере позволят увеличить собираемость налогов и выполнить бюджеты всех уровней.

Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста

главный экономист Альфа-банка

Эти усилия правительства повредили темпам роста в таких сегментах как сельское хозяйство и строительство, хотя и стали основанием для недавнего решения агентства S&P повысить суверенный рейтинг России. Поскольку проведение налоговой реформы в год выборов неуместно, то в 2018 году ставка будет по-прежнему сделана на дальнейшее улучшение собираемости налогов: заложенные в бюджет дополнительные 0,5 трлн руб. от сбора НДС подтверждают наше решение понизить прогноз роста ВВП на 2018 г. до 1,0% г/г.

Ненефтяные налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 2,5 трлн руб. в 2017 г., в результате ненефтяной дефицит консолидированного бюджета снизился до 8,1% ВВП. В 2017 г. доходы консолидированного бюджета выросли до 33,3% ВВП с 32,3% ВВП в 2016 г., или на 2,9 трлн руб. Примерно 1,1 трлн руб. этой суммы связан с нефтяными доходами и ростом цены на нефть в прошлом году, тогда как оставшаяся часть, то есть 1,8 трлн руб. пришлась на рост ненефтяных доходов. Тем не менее, эта последняя цифра полностью не отражает усилия правительства по росту собираемости налогов: в расчет ненефтяных доходов бюджета 2016 года вошла сумма 0,7 трлн руб., полученная в результате приватизации Роснефти, что, тем самым, завышает базу сравнения результатов 2017 г. С очисткой от приватизационных доходов ненефтяные налоговые доходы прошлого года выросли на 2,5 трлн руб., или на 13% г/г в реальном выражении, показав сильное ускорение роста доходов в сравнении с динамикой предыдущих лет. Рост собираемости налогов не только помог сократить консолидированный дефицит бюджета до 1,5% ВВП против в среднем 2,6% ВВП в 2013-2016 гг., но и снизить ненефтяной дефицит консолидированного бюджета до 8,1% ВВП против 10,2-10,6% ВВП, наблюдающихся с 2013 г.

По оценке Минфина, 1 трлн руб. в 2017 г. пришло в бюджет в результате роста собираемости налогов. Согласно заявлениям министра финансов на Экономическом форуме имени Гайдара в январе 2017 г., примерно 1 трлн руб., или 40% дополнительных налоговых сборов 2017 г. было собрано благодаря усилиям правительства по повышению собираемости налогов. По нашим оценкам, дополнительные доходы от налога на прибыль составили 320 млрд руб.; эта цифра близка к недавним оценкам агентства АКРА, оценившего дополнительные доходы от налога на прибыль в сумму около 400 млрд руб., полученную благодаря прочим факторам (кроме органического прироста), включая изменения в администрировании налога (вплоть до 2020 г. база расчета налога на прибыль не может быть уменьшена на сумму ранее полученных убытков более чем на 50%). По нашей оценке, улучшение в собираемости НДС принесло еще 300 млрд руб. в прошлом году. Это указывает на то, что даже без решения правительства увеличить ставки налогов, налоговое давление на экономику выросло в прошлом году.

Существует ли дополнительный потенциал для улучшения собираемости налогов?

Пару лет назад международные агентства оценили, что в результате уклонения от уплаты налогов российский бюджет может недосчитываться 4-5 трлн руб. в год, включая потери от а) неформального сектора и б) различных мошеннических схем. По данным Минфина, уклонение от уплаты налогов неформального сектора обходится бюджету примерно в 3 трлн руб. в год, в том числе примерно 2 трлн руб. приходится на недосборы подоходного налога. Учитывая продолжающийся рост занятости в неформальном секторе, мы сомневаемся, что в этой сфере можно увеличить собираемость налогов. Различные мошеннические схемы обходятся бюджету еще в 1-2 трлн руб. в год; при этом значительная часть уклонений от налогов приходится на НДС, в том числе фиктивное возмещение НДС из бюджета оценивается примерно в 500 млрд руб. в год. Усилия по сбору НДС были в центре внимания последние годы: в итоге уровень собираемости после локального минимума в 2013 году сейчас вернулся к значениям 2011 года и всего на 10% ниже уровня собираемости 2007 года. Это означает, что потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным.

Меры по повышению собираемости налогов вредят темпам роста в некоторых отраслях экономики. Меры по улучшению собираемости налогов положительно влияют на бюджет, однако при этом вредят экономической активности в ряде отраслей. Сельское хозяйство – один из таких примеров. Борьба с уходом от налогов в этом сегмент разрушила цепочки поставок в некоторых сегментах этого сектора и оказала негативное влияние на производство – в итоге после роста сектора в среднем на 3% г/г в 2013-2016 гг., в 2017 г. он вырос всего на 1,2% г/г, несмотря на рекордный урожай с 2008 г. Другим примером является строительный сектор — на него приходится около трети всех обнаруженных фактов уклонения от уплаты налогов; после снижения темпов роста этого сектора на 4,2% г/г в 2016 г. он продолжил снижение еще на 1,4% г/г в 2017 г. Таким образом, ужесточение налогового администрирования явно позитивно для бюджета, но, судя по всему, временно оказывает сдерживающий эффект на рост ВВП.

Читать еще:  Заявление организации о снятии с учета по ЕНВД

Усилия в сфере улучшения собираемости налогов в 2018 г. объясняют повышение рейтинга и помогут сдерживать рост процентных расходов по обслуживанию долгу. Проект бюджета 2018 г. предусматривает увеличение доходов от НДС еще на 0,5 трлн руб., что, на наш взгляд, является знаком того, что правительство продолжит уделять повышенное внимание вопросу улучшения собираемости налогов именно в данной области. Дальнейший рост ненефтяных доходов бюджета поможет правительству сохранить контроль над ценой на нефть, балансирующей бюджет – сейчас мы прогнозируем ее на уровне $63/барр. в этом году. Мы считаем, что улучшение в налоговом администрировании стало одним из главных аргументов в пользу решения повысить суверенный рейтинг России с BB+ до инвестиционного уровня BBB-. Это решение важно для бюджетной стабильности, так как оно может помочь снизить давление по обслуживанию долга: в данный момент годовые процентные расходы российского федерального бюджета составляют около 0,7 трлн руб. (0,6% ВВП) в связи с обслуживанием внутреннего долга в размере 7,2 трлн руб. и внешнего долга в $50,5 млрд.

Попытки решить проблему уклонения от уплаты налогов не исключают необходимости повышать ставки налогов: Учитывая наш вывод о том, что потенциал для дальнейшего увеличения собираемости налогов ограничен, необходимость пересмотра существующих налоговых ставок, судя по всему, неизбежна. Значительное улучшение собираемости НДС и некоторый потенциал по улучшению его администрирования являются веским аргументом в пользу повышения ставки именно этого налога в будущем. Мы видим два следствия этого события. Первое, мы ожидаем ускорения консолидации в некоторых секторах, в том числе в сельском хозяйстве, из-за дальнейшего давления налоговых властей. Второе, очень вероятно, что рост налоговой нагрузки продолжит оказывать негативный эффект на экономический рост, так как в ряде сегментов потребуется реструктурировать логистические цепочки. В целом мы ожидаем, что усилия правительства будут позитивны для стабильности бюджета, но краткосрочно ограничивают перспективы роста, что вписывается в наше недавнее решение понизить прогноз роста ВВП до 1,0% г/г на 2018 г.

КАК ПОВЫШЕНИЕ НДС В 2019 Г. ДО 20% ПОВЛИЯЕТ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

студент, кафедра «Финансы и кредит» ННГУ им. Лобачевского,

РФ, г. Нижний Новгород

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, который возникает при реализации предприятием продукции и предоставлении услуг с добавленной стоимостью т.е. это разница между ценой продажи и ценой покупки у поставщика. Данный налог вносится в бюджет государства по мере реализации товаров и услуг.

Все юридические лица и физические лица (ИП), которые реализуют продукцию или предоставляют услуги на территории РФ, в том числе импортеры являются плательщиками данного налога.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в 2018г. подписал закон о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 % до 20 %. По новой ставке будет считаться налог в большинстве случаев, за исключением тех, когда применяются пониженные ставки 0 % и 10 %, а также расчетные ставки 10/110, 18/118 и 15,25 % (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Данный закон вступает в силу с 1 января 2019 г. Документ был внесен в Госдуму правительством 16 июня. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, повышение НДС на 2 % позволит привлечь в бюджет дополнительные 620 млрд рублей в год, которые будут направлены на исполнение «майского указа» Президента РФ принятого в 2018г. В рамках указа планируется к 2024 году повысить продолжительность жизни до 78 лет; снизить в 2 раза уровень бедности в стране; повысить безопасность и качество инфраструктуры; обеспечить ускорение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере и др.

Также повышение налога на 20 % связано во многом с потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть. Поэтому, чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, на образование, на здравоохранение было принято решение увеличь ставку НДС.

Такое изменение по прогнозу аналитиков сильно повлияет на экономические показатели РФ, а также в значительной степени на население.

Влияние изменения ставки НДС до 20% уже виден в политике ЦБ. Предстоящее увеличение начинает сказываться на темпах роста потребительских цен. Поэтому в декабре 2018г. ЦБ поднял ключевую ставку до 7,75 %. Данное решение связано с ожиданием роста инфляции и направлено на ограничение инфляционных рисков, связанных с ростом НДС. Уже в ноябре отмечается ускорение инфляции, которая по году будет, скорее всего, 4 %. При этом в марте – апреле 2019 года инфляция может превысить 5,5 % и даже достичь 6 %, не исключает глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Повышение ключевой ставки должно помочь в замедлении инфляции.

По оценкам Минэкономразвития, в таком сценарии из-за увеличения НДС темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 году снизится на 0,2-0,35 %, инвестиций – на 0,4-0,7 %, импорта – на 0,35- 0,45 %, а инфляция в 2019 году увеличится на 1,5-2 %.

Наибольшая нагрузка по отчислению НДС ляжет на строительные компании и автомобильную промышленность. Чтобы оставить средства для вложения в производство на том же уровне, фирмы однозначно начнут повышать цены на жилую недвижимость, запчасти и машины. Рост цен коснется всех потребительских товаров, на этом фоне снизится платежеспособность покупателей недвижимости. Покупка недвижимости не облагается данным налогом, но стоимость товаров для строительства и услуги, используемые в этой области и оборудование, вырастут после повышения НДС. Кроме того, обязательно подорожают услуги программистов, которые используются вовремя строительство объектов. Таким образом, значит, что покупатель будет приобретать свое жилье по очень завышенной цене. В итоге спрос на недвижимое имущество уменьшится, поэтому она подорожает еще больше.

Подорожают коммунальные услуги, управляющие компании являются посредником между населением и производителем услуг. Соответственно НДС присутствует и в платежах за коммунальные услуги.

Как заявляют в правительстве, повышение НДС не коснётся группы продовольственных товаров, и товаров первой необходимости. Для мясомолочной продукции, овощей, яиц, ряда детских товаров и медицинских препаратов НДС всё так же будет 10 %. По замыслу экономистов, население почти не ощутит повышения налога, если будет покупать только продукты из потребительской корзины. Но более очевидным исходом является то, что производители вряд ли захотят нести налоговое бремя в одиночку и точно перенесут рост НДС на потребителя, а так как налог закладывается во все розничные товары, то платить в магазинах придется больше и по подсчетам экспертов это увеличение будет на уровне 360 руб. в месяц. Вырастет нужда в потребительских кредитах. ЦБ вероятнее всего, не будет смягчать денежно-кредитную политику, а как максимум ужесточит ее, чтобы восстановить контроль над инфляцией. И потребует у банков увеличить проценты по кредитам и ужесточить требования к заемщикам.

Еще рост НДС окажет сильный удар по подакцизным товарам, к которым относится бензин, алкоголь и табак. А на эти товары цены в России и так являются большими. С января после вступления новых тарифов на налог НДС, предполагается, что цены на нефтепродукты возрастут не меньше, чем на 7-8%. Если еще вспомнить о повышении акциза на топливо, то ситуацию можно вовсе расценивать, как плачевную. Экспертные оценки сходятся в едином, что с 2019 года гражданам РФ придется преодолеть цены на топливо, стоимость которого будет составлять не меньше 50 рублей за литр.

Отдельной оценке подлежит влияние повышения НДС на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Определяя характер такого влияния и возможные последствия, следует учитывать, что субъекты малого и среднего бизнеса могут применять различные системы налогообложения.

Рассмотрим влияние повышения ставки НДС на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), система налогообложения в виде единого налога для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН).

Субъекты малого и среднего бизнеса не являются плательщиками НДС, но в качестве их контрагентов (поставщиков) могут выступать предприятия, применяющие общую систему налогообложения, которые по объективным причинам поднимут стоимость своих товаров, работ, услуг.

Таким образом, затраты субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, возрастут, что требует соответствующих решений.

Первый вариант решений – повышение цен для собственных покупателей (конечных потребителей). Но это может отразиться на выручке малого и среднего бизнеса, поскольку повышение цен непосредственно связано с вероятным снижением объемов продаж собственной продукции.

Читать еще:  Декларация НВОС 2019 - 2020 бланк образец заполнения сроки сдачи

Второй вариант решений – несмотря на рост величины затрат, не повышать цены на собственную продукцию и согласиться на снижение маржинальности своей деятельности. Данный вариант решений более вероятен, т.к. по оценкам специалистов «крупные компании на время оставят цены на прежнем уровне, чтобы вытеснить более мелких конкурентов».

Кроме того, усугубится известная проблема взаимодействия налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и общую систему налогообложения. Как правило, крупные предприятия не хотят работать с поставщиками, применяющих специальные налоговые режимы, из-за отсутствия возможности возмещения налога.

Более серьезное влияние повышение ставки НДС окажет на субъекты малого и среднего бизнеса, применяющих общую систему налогообложения. Примеры такого влияния уже зафиксированы в 2018 году. Производители кассовых аппаратов начали уведомлять компании о необходимости подготовки оборудования к новой ставке НДС. Согласно рассмотренному выше закону ставка печатается на кассовом чеке, поэтому к 0:00 1 января 2019 года все кассовые аппараты должны быть перепрошиты под новую ставку НДС. Помимо этого, нужно также обновить кассу для работы в новом формате фискальных данных (ФФД 1.05 вместо ФФД 1.0), в котором отражаются такие реквизиты, как авансовые платежи, агентское вознаграждение, продажи в кредит. Но за обновление программного обеспечения под новые требования производители касс попросили плату, возникли дополнительные расходы у субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих общую систему налогообложения.

Таким образом, одним из самых серьезных последствий повышения ставки НДС заключается в снижении активности малого и среднего бизнеса – это как раз тот сегмент, который понесет самые большие потери. В данных условиях повышение НДС не повысит, а скорее понизит собираемость налогов, так как многие предприниматели снова начнут уходить в теневой сектор экономики.

Для более крупных производителей, а также для производителей товаров и услуг первой необходимости критичного ничего в таком повышении НДС нет — на их продукцию спрос будет в любом случае

Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации новых майских указов президента. Собираемость этого налога близка к 100 % (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков). По итогам 2017 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0 % и 10 % по некоторым видам товаров.

Подводя итог, еще раз хотелось бы отметить, что увеличение сбора вынудит бизнес поднять цены. В этом случае малый и средний бизнес ждет потеря спроса на их товары. Рост цен может составить от одного до нескольких процентов. Возможные альтернативы повышению налога связаны с реализацией пакета акций в государственных компаниях или пересмотра ряда пунктов из «майских указов». Однако, альтернативные меры привлечения средств могут стать причиной более негативных последствий, а НДС — наиболее нейтральный налог в данном случае.

Какие изменения повлияли на повышение собираемости налогов в россии

Министерство финансов на расширенной коллегии подвело итоги работы за 2017 год и обрисовало цели на ближайшее время: это «настройка» налоговой системы, улучшение собираемости НДФЛ и других налогов, борьба с бедностью.

​Меры, принятые Минфином в прошлом году, — поддержка отраслей промышленности, укрепление бюджетной и финансовой дисциплины — позволили вернуть экономику к росту, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая коллегию​. Для укрепления роста необходимо предпринимать новые усилия, указал он. «Мы говорили о перенастройке налоговой системы, с тем чтобы она лучше соответствовала текущим планам, потребностям экономики. Обсуждение всех этих вопросов должно быть продолжено», — заявил глава правительства.

Главная задача Минфина в ближайшее время — добиться ускорения экономического роста, что приведет к росту реальных доходов населения, рассказал глава ведомства Антон Силуанов. Росту экономики должна помочь настройка налоговой системы, которую власти обсуждают с прошлого года.

Силуанов в очередной раз подчеркнул, что изменения не приведут к росту общей налоговой нагрузки и будут направлены на создание справедливых конкурентных условий. Находиться в серой зоне бизнесу должно быть экономически невыгодно, объяснил он. Поэтому Минфин подготовил налоговые новации, которые предусматривают «увеличение прибыли организаций, рост инвестиций и повышение производительности труда и, по оценкам министерства, позволят увеличить инвестиционные возможности экономики на процентный пункт ВВП». 1% ВВП за 2017 год — это более 900 млрд руб.

Глава Минфина не раскрыл детали предлагаемых Минфином налоговых новаций. Обсуждение мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента, пояснил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Ведомства представляют свои предложения и расчеты, рассказал собеседник РБК, окончательное решение будет приниматься в Кремле.

Внедрение новых технологий и меры по обелению экономики уже позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов, подчеркнул министр на коллегии. Внедрение новых методов контроля продолжится, рассказал Силуанов, это позволит радикально сократить объем отчетности для бизнеса. «Соблюдение законодательства будет отслеживаться дистанционно, заранее предупреждая о возможных нарушениях», — заявил он. Когда вся информация о продажах появится в распоряжении налоговых органов (в частности, за счет онлайн-касс), «выходить на налоговые проверки нет необходимости».

Вслед за внедрением автоматизированной системы контроля за НДС Минфин хочет распространить аналогичную систему на контроль денежных потоков, например с помощью информации от банков, считает руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Количество налоговых проверок действительно может существенно уменьшиться, но какое-то их количество все равно останется: хотя многие схемы по уходу от налогов будут устранены благодаря таким автоматическим системам, что-то придется проверять прежними методами, например экономическую обоснованность расходов, говорит Зарипов.

Справедливость для бедных

Снижение уровня бедности — еще одна задача Минфина, для этого важно создать справедливую систему социальной помощи, основанную на принципах адресности и нуждаемости, считают в ведомстве. Система социальной поддержки нуждается в совершенствовании, согласилась глава Счетной палаты Татьяна Голикова​. «Система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета», — указала она. Необходимо также перенастроить налоговые меры социальной поддержки, подчеркнул Силуанов. «Сегодня, как показывает анализ, две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, что несправедливо. Надо расширять адресную помощь, принципы которой мы начали использовать при предоставлении материнского капитала», — заявил он.

Возможно, Минфин имеет в виду отказ от некоторых налоговых льгот, которые сейчас распространяются на всех потребителей, чтобы направлять дополнительно собранные налоги на адресную поддержку нуждающимся, рассуждает Зарипов. Например, сейчас реализация ряда товаров (продовольственные, детские, медицинские) подпадает под льготную ставку НДС 10% вместо общей ставки 18%. Если убрать эту льготу, то можно не только упростить администрирование, но и получить источник финансирования адресной социальной поддержки, указывает он. По данным Минфина, в 2017 году цена пониженной ставки НДС по этим категориям товаров для федерального бюджета составила 528 млрд руб.

Контроль за доходами граждан

Методы, которые позволили значительно улучшить собираемость НДС, необходимо применять и к остальным налогам, а также страховым сборам, указал Силуанов. Особое внимание нужно уделить администрированию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов, считает министр.

Глава Минфина не пояснил, каким образом ФНС сможет отслеживать доходы граждан и улучшить администрирование подоходного налога. Речь может идти о планомерном введении контроля за соответствием между декларируемым доходом физических лиц, уплаченным ими налогом на доходы физических лиц и понесенными расходами, предполагает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Возможности электронного контроля за банковскими счетами граждан, в том числе за пределами РФ, а также над совершаемыми ими покупками (путем внедрения онлайн-касс) уже сейчас позволяют налоговым органам сопоставить задекларированные доходы с оборотами по счетам и понесенным расходам», — говорит Овеснов.

Это не значит, что инспекции будут автоматически исчислять гражданам налоги исходя из суммы потраченных средств, считает он. Но такие данные могут послужить основанием для проверки, налоговая может сделать вывод о неуплате работодателем страховых взносов или выявить схемы с серыми зарплатами, предполагает эксперт.

Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% обсуждается как одна из мер по настройке налоговой системы. Вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе заявил, что это «не приведет к глобальному уходу от налогов и бегству людей из страны». Окончательное решение примет президент, пояснил Дворкович. Идея повышения ставки НДФЛ принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову, пояснял РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства, Минфин и Минэкономразвития выступают против этой меры.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector