74 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российская бедность по дмитрию медведеву

Российская бедность по Дмитрию Медведеву

В своей научной статье «Россия-2024: стратегия социально экономического развития» премьер-министр уделил довольно много внимания бедности в России. Какой он её видит и как предлагает с ней бороться?

Главная задача

Чтобы побороть уровень бедности в России, в современном мире государство, называющее себя социальным, не просто должно выполнять взятые им социальные обязательства.

Социальное благополучие граждан лежит в основе конкурентоспособности общества и государства, поскольку от этого зависят:

  • качество свободного времени;
  • производительность труда;
  • креативность и эффективность человеческого капитала.

Именно поэтому и в дальнейшем приоритетными будут задачи социального развития.

Среди них главная на данном этапе – преодоление бедности.

Как отмечает Д. Медведев, в значительной мере это было связано с ускорением инфляции.

Как решается проблема

Сегодня проблема преодоления бедности начинает постепенно решаться:

«Мы вышли на исторически низкий уровень инфляции, что служит важным условием роста реальных доходов населения и сокращения бедности. Однако и российский, и зарубежный опыт свидетельствует, что для преодоления бедности низкой инфляции недостаточно. Требуется современная, эффективная, ориентированная на конкретных людей и домохозяйства система социальной защиты. Для преодоления бедности нужно обеспечить адресность социальной помощи».

По мнению Медведева, социальную поддержку следует оказывать прежде всего тем, кто самостоятельно не может решить свои социально-экономические проблемы. То есть – уязвимым социальным группам.

Адресность – это главный вектор модернизации системы соцзащиты. Несмотря на медленное продвижение в данном направлении, в последние годы на региональном уровне при назначении существующих и введении новых мер социальной поддержки стала учитываться нуждаемость.

Специфика российской бедности

Понимание бедности меняется со временем и различается на разных территориях и в разных регионах. При современных стандартах потребления и качества жизни уже очевидно, что бедность – вопрос не только текущего дохода, но и доступа к необходимым социальным благам:

  • образованию;
  • здравоохранению;
  • культуре;
  • услугам по уходу;
  • государственным услугам и пр.

Поэтому всё, что содействует развитию этих институтов, а также доступности этих благ, в той или иной мере помогает преодолевать или сокращает бедность населения.

Специфику российской бедности определяют в первую очередь семьи работающих бедных, особенно семьи с детьми.

Как заявляет Дмитрий Медведев, государство активно расширяет доступ детей к социальным институтам – дошкольному и дополнительному образованию, здравоохранению, летнему отдыху, что повышает качество жизни в этих семьях (кстати, применяемая оценка бедности по уровню текущего денежного дохода этого не учитывает).

В то же время в данной социальной группе, особенно в семьях с 2 и более детьми, реально существующий дефицит денежных средств одними институтами не преодолеть: нужна эффективная система социальных выплат семьям с детьми.

Поможет цифровая экономика

Для преодоления бедности в России цифровизация экономики будет иметь прямое отношение и к социальной сфере.

Так, адресность помощи предполагает наличие широкой информационной платформы, которая позволит точнее:

  • выделить бедных;
  • определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства;
  • выработать эффективные способы ее преодоления.

Реальным шагом в этом направлении стало создание и ввод в действие Единой государственной информационной системы социального обеспечения – ЕГИССО

Полностью ознакомиться со статьей премьер-министра России можно по прямой ссылке здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бизнес

Экономполитика

19 миллионов за чертой: почему беднеет Россия

Медведев назвал число бедных в России

Жизнь в нашей стране «далека от идеала», признал глава правительства Дмитрий Медведев. По его словам, в России почти 19 млн человек имеют доход ниже прожиточного минимума. Между тем в 2018 году Росстат зафиксировал падение уровня бедности, однако эксперты в эту статистику не поверили. В том, что до 2024 года удастся выполнить майский указ и сократить бедность в два раза, они в целом сомневаются.

Жизнь в нашей стране далека от идеала, признал в среду, 17 апреля, глава правительства Дмитрий Медведев, выступая перед депутатами Госдумы. Он подводил итоги работы своего кабинета в 2018 году и рассказывал о реализации нацпроектов, представленных президентом Владимиром Путиным год назад.

Напомним, согласно указу главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, бедность в России к 2024 году должна снизиться в два раза, продолжительность жизни — увеличиться до 78 лет, а сама Россия — войти в пятерку крупнейших экономик мира. В целом на нацпроекты потратят около 26 трлн рублей.

Опрошенные ранее «Газетой.Ru» эксперты ранее о том, что многие цели, поставленные в нацпроектах, невыполнимы. В частности, снижение бедности в два раза.

Достичь выполнения этой цели будет очень сложно, подтвердил в среду и глава правительства. Как признал Медведев, в России «многим людям трудно».

«Некоторые просто выживают. Сегодня в России почти 19 миллионов человек, которые бедны. Это означает, что 19 млн чел живут так, как жить не должны»,

— сказал Дмитрий Медведев.

При этом премьер-министр подчеркнул, что благодаря работе правительства за год количество бедных россиян сократилось на 400 тысяч человек.

Однако все равно количество бедных очень большое. Премьер-министр пообещал создать реестр малообеспеченных семей, который станет частью программы по борьбе с бедностью. В нем будут содержаться сведения о тех, кто нуждается в помощи государства.

Как оказалось в ходе встречи с премьером в Госдуме, многие депутаты не верят, что уровень бедности можно будет снизить в два раза до 2024 года.

«Мы не решим ту задачу, которую ставит президент», — заявил, в частности, глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. По его словам, в целом сейчас вообще очень трудно говорить о том, что происходит в России, учитывая, что Росстат был переподчинен правительству.

«Как-то не срастается», — описал он статистику, которую публикует Росстат. По его подсчетам, в частности, потребительская инфляция скорее всего составляет 7-8%, а не тот уровень, который показывает официальная статистика.

Так, по данным статистического ведомства, с начала 2019 года по 15 апреля рост цен составил 1,9%. При этом прогноз Банка России по росту цен на 2019 год — 4,7-5,2%. Между тем опрошенные «Газетой.Ru» эксперты отмечали, что реальная инфляция почти в два раза выше того уровня, что показывает официальная статистика.

Так же, как и статистике по инфляции, не доверяют эксперты и данным по уровню бедности в России. Как сообщал в марте Росстат, уровень бедности в России по итогам 2018 года опустился до 12,9%, за чертой проживали 18,9 млн россиян.

Читать еще:  Чучалин Путину о коронавирусе

При этом бедность на уровне 12,9% — это самый низкий показатель с 2014 года, когда он составлял 11,2%. Минимальный уровень бедности был зафиксирован в 2012 году (10,7%). После этого он начал расти. В начале прошлого года он составил 13,2%, а в середине года — 13,6%.

«Росстат зафиксировал разнонаправленные тенденции изменения численности малоимущего населения. По первой оценке Росстата, в IV квартале 2018 года по сравнению с соответствующим периодом 2017 года уровень бедности вырос на 0,1 п. п. и составил 10% населения. В целом, год к году наблюдается некоторое снижение бедности в 2018 году — на 0,3% п.п., до 12,9% населения», — отмечал в сообщении Росстата.

При этом снижение уровня бедности совсем не говорит о том, что бедных стало действительно меньше, комментирует аналитик «Финам» Алексей Коренев. Это лишь статистическая погрешность, связанная с особенностями подсчета бедных в четвертом квартале прошлого года. Так, в последнем квартале прошлого года доходы россиян традиционно выросли — это связано с выплатой предновогодних премий. Среднедушевые среднемесячные денежные доходы увеличились с 31 891 рублей в третьем квартале до 37 493 рублей в четвертом квартале прошлого года.

В так называемую «победу» над бедностью в обозримом будущем вообще не верится, поскольку другие показатели совсем о ней не говорят, говорит Коренев.

Так, реальные доходы россиян падают шестой год подряд. По итогам 2018 года с учетом разовой выплаты пенсионерам в 2017 году они сократились на 0,2%. В общей сложности с 2014 года реальные доходы упали почти на 11%. В январе реальные доходы снизились на 1,3% по сравнению с январем 2018 года.

Более половины россиян в прошлом году сократили свои расходы на одежду и развлечения, отмечалось, в частности, в исследовании компании Nielsen о динамике рынка товаров повседневного спроса.

На что нельзя жалеть денег

Привести в порядок поликлиники и больницы

Сразу два пункта национальных целей развития — демографические. Президент распорядился к 2024 году обеспечить устойчивый естественный рост численности населения и довести продолжительность жизни до 78 лет. Для начала нужно привести в порядок поликлиники и больницы, особенно в сельской местности, где иногда они представляют собой жуткое зрелище, заявил премьер. «Вот на это сейчас нужно сконцентрировать усилия и деньги, потому что именно там начинается лечение», — уверен он.

Позитивные тенденции в медицине тоже появились. Так, магнитно-резонансная и компьютерная томографии перестали быть экзотикой, но теперь надо сделать так, чтобы люди не ждали исследований месяцами. Новыми правилами ОМС сложные виды диагностических исследований выведены из подушевого норматива финансирования в отдельный полный. Общая потребность оценивается в 119 миллиардов рублей. Внутри этой суммы сейчас требуется 12,7 миллиарда, подчеркнула министр здравоохранения Вероника Скворцова. «Я думаю, что эти деньги нужно будет изыскать. Я такое поручение дам», — пообещал Медведев.

Правительство найдет средства и на вторичную профилактику граждан, прошедших кардиологические операции. У каждого третьего пациента, рассказала глава минздрава, инсульт и инфаркт повторяются в течение года, если они не принимают необходимые препараты. Система здравоохранения ими не обеспечивает, а средства есть не у всех. Потребности в министерстве оценили в 14,5 миллиарда рублей. «Я считаю, это то, на что тоже ни в коем случае нельзя жалеть денег, потому что это здоровье и жизни людей. Лучше на чем-нибудь другом сэкономить», — заявил премьер.

Обезболивать без страха

Зашел разговор и о тех больных, кому нужны фактически запрещенные в стране обезболивающие. Недавно премьер распорядился направить 26 миллионов рублей на закупку за рубежом необходимых препаратов для детей.

Теперь в правительстве занимаются подготовкой правовой базы по наркосодержащим лекарствам, чтобы врачи не боялись их выписывать. «Нужно создать такое регулирование, которое будет позволять врачам в рамках существующей процедуры без страха эти препараты выписывать по показаниям», — уверен Медведев. Тогда родители не будут попадать в ситуации, когда, с одной стороны, надо помогать своим детям, а с другой — можно попасть при этом под уголовное дело.

Государство же должно внимательнее относиться к таким случаям. «Точно не подвергать тех людей, которые попали в такую ситуацию, какой-то жесткой ответственности и не подозревать их невесть в чем», — указал премьер-министр.

Бедность снизит социальный контракт

Правительство подготовило большую программу с адресными мерами решения проблем граждан, живущих за чертой бедности. Одним из ее механизмов стал социальный контракт. «По сути, это договоренность между государством и конкретным человеком о том, что государство ему помогает так или иначе решить его экономические, а стало быть, социальные проблемы», — объяснил Медведев. Это будет в буквальном смысле подписываемый контракт, по которому государство попытается помочь конкретному человеку в какой-то его конкретной проблеме. Это может быть содействие для переквалификации или даже выделение средств, чтобы начать собственное дело.

«Мы в этом году порядка 100 тысяч таких контрактов готовим, — сообщил премьер. — Понятно, что если социальный контракт с человеком, то он касается и его семьи. По сути, уже сегодня рамками социального контракта охвачено порядка 250-300 тысяч человек. И рамки применения этого института мы будем раздвигать». Глава минтруда Максим Топилин добавил, что в следующем году на финансирование социальных контрактов правительство выделит 7 миллиардов рублей.

Экономика должна ускорить шаг

К 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, постановил своим указом президент. Для этого рост ВВП страны должен быть выше 3 процентов, но пока что показатель меньше почти в три раза. «В настоящий момент те темпы, которые мы видим, действительно не соответствуют тому, к чему мы стремимся», — согласился Медведев с замечанием ведущих. Сейчас ведомства готовят два сценария действий: оптимальный и более сложный. «Если говорить об оптимальном сценарии, то речь идет о том, чтобы постепенно выходить на требуемые темпы», — рассказал Медведев. Премьер обратил внимание еще на один фактор — внешний. «Многое будет зависеть и от того, что происходит на международной арене. В результате торговых войн, нынешнего противостояния Китая и США очевидно, что мировая экономика замедляется», — заметил он. Как результат, падает, например, спрос на энергоносители, что для России пока что довольно чувствительно. «Мы должны будем принимать решения по корректировке темпов нашего развития, в том числе принимая во внимание и эти факторы», — подчеркнул глава кабмина.

Читать еще:  Путин подписал указ о выплате

Под «портрет бедности» Медведева подпадет каждая третья семья России

Унизительная нищета станет реальностью для россиян с детьми

10.03.2019 в 17:33, просмотров: 24106

Борьба с бедностью стала одной из приоритетных целей правительства. «Cоциальный портрет» этого явления запросил недавно у подчиненных премьер-министр Дмитрий Медведев. Повышенный интерес к проблеме простимулирован президентом страны. Сначала прошлогодним майским указом, предписывающим к 2024 году сократить уровень малоимущих вдвое. Затем в февральском обращении к Федеральному собранию, в котором Владимир Путин подчеркнул, что бедность «придавливает человека», а «государство должно оказать ему поддержку». Реально ли выполнение указа президента? Какие меры способны если не решить, то хотя бы сгладить проблему?

По итогам 2018 года доля бедного населения оценивалась Росстатом в 13,3%, что составляет 19,6 млн человек. Оценки экспертов оспаривают официальную статистику. Данные опроса, проведенного в октябре 2018 года учеными РАНХиГС, свидетельствуют: «В зоне бедности находятся 22% участников опроса, то есть их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания». А по данным Фонда общественного мнения (ФОМ), доля субъективно (то есть по собственным ощущениям) бедного населения, отметившего, что им хватает денег только на питание или не хватает даже на него, составила в конце 2018-го целых 39%.

По прогнозам экспертов, в 2019 году люди богаче не станут: повышение НДС и пенсионного возраста опустошат кошельки россиян на 800 млрд руб., что эквивалентно примерно 2% годового потребления домохозяйств. Выходит, чтобы получить заказанный главой правительства «портрет бедности», нужно просто постучаться в каждую третью дверь.

Недетская нужда

Росстат на основе своих данных за последние годы составил «профиль бедности» по нескольким основным параметрам — демографическому, территориальному, связанному с типом занятости.

Демографические характеристики — одни из самых тревожных. Основной удар нищеты принимают на себя семьи с детьми. Государство на уровне деклараций поощряет рождаемость, но недостаточно поддерживает ее материально. Среди всех малообеспеченных домохозяйств семьи с детьми составляют почти 88% (среди семей, не имеющих детей, уровень бедности на порядок ниже — 3,2%). Особенно уязвимы многодетные семьи: более 51% из них живут за чертой бедности. Среди неполных семей уровень бедности — 28%. Даже полная семья, имеющая двух детей до 18 лет, рискует пересечь черту бедности (26,3%).

То есть, несмотря на всю продемографическую риторику властей, дети в нашей стране — это отягчающий, а то и порождающий нужду фактор. Первый провал в семейном бюджете происходит, когда мама перестает работать, а в доме появляется «лишний рот». До его полутора лет государство все-таки выплачивает пусть символическое, но пособие (40% от среднего заработка; с 1 февраля 2019 года минимальный размер — 3277 руб. 45 коп. для первого ребенка, для второго и последующих детей — 6554 руб. 89 коп.). Отмена даже этой символической выплаты для многих семей оказывается критична (если мама все еще не работает). В итоге, как свидетельствует «профиль» Росстата, за чертой бедности находятся 35,2% семей, имеющих детей в возрасте до трех лет.

А далее нужда, к сожалению, транслируется на подрастающее поколение: по оценке Минтруда, уровень бедности среди детей в возрасте до 18 лет — 27%, среди молодежи в возрасте 18–24 года — 16%. Социологи и экономисты видят в подобном «наследовании» опасность как для экономики, так и для общества в целом: маргинальность пускает корни.

За тарелку супа

Отличие российской бедности и в том, что у нас множество живущих за чертой — это работающие люди. По подсчетам Аналитического центра при Правительстве РФ, более 12 млн работников не могут обеспечить себя и свои семьи.

По данным Росстата, в 2016 году зарплату ниже прожиточного минимума (ведомство называет это уровнем нищеты) получали 10,67% работников; от одного до двух уровней прожиточного минимумов (уровень бедности) — 27,5%. То есть около 40% российских работников трудятся буквально за тарелку супа.

«Это, на мой взгляд, совершенно неприемлемая ситуация — человек, занятый полный рабочий день, оказывается бедным. Это, можно сказать, ключевая социальная проблема страны», — подчеркивает ведущий научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Леонтий Бызов.

В группе риска работающих бедных — бюджетники: врачи, работники культуры, учителя. Майский — еще от 2012 года — указ президента предписывал увеличить зарплату этим специалистам до уровня не ниже среднего в конкретном регионе. Но спустя 6,5 года президент вынужден был вновь обратиться к этому вопросу в своем февральском послании Федеральному собранию. Мягко говоря, далеко не все учителя и врачи ощутили за эти годы предписанную им прибавку к зарплате.

По типу поселения за чертой бедности живут почти треть (27%) сельских жителей и 15,7% жителей небольших городков с населением до 50 тыс. человек. «Существует много малых городов и рабочих поселков, возникших вокруг какого-то монопольного производства или месторождения: в связи с изменившейся конъюнктурой предприятия закрываются, и в «заточенных» на них монопоселениях люди не живут, а выживают — что называется, на что бог послал, часто на пенсию стариков. Людям работающих возрастов нечем себя занять, происходит достаточно массовый отъезд», — поясняет эту аномалию Леонтий Бызов.

Трудности пересчета

«Необходимым условием для снижения бедности в России является общий рост экономики», — констатировала на недавнем инвестфоруме в Сочи вице-премьер Ольга Голодец. С этим не поспоришь. Однако драйверов этого роста что-то давненько не видно. К тому же эксперты указывают, что сколько-нибудь существенный экономический рост с такой армией бедных, особенно работающих бедных, — утопия. Работающие бедные не мотивированы повышать производительность труда, свою квалификацию, модернизировать рабочий процесс.

Получается замкнутый круг. Чтобы число бедных снижалось, экономика должна расти. Но она не может расти на плечах голодной, неэффективной и чувствующей себя обманутой рабочей силы.

Как же миллионам наших сограждан выбираться из нищеты? В качестве первейшей меры правительство собирается. пересчитать бедных по новой методике. В середине февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил изменить подход к оценке бедности в стране. Определенные резоны в этом есть. Дело в том, что современные методики способны посчитать лишь «легальных» бедных — со справкой НДФЛ. Но какая-то их часть (и можно предположить, что немаленькая) официально свою неприкаянность не регистрирует: ну нет работы в городке, так какой смысл вставать на биржу труда?

Читать еще:  Кому принадлежит альфабанк

Другое важнейшее упущение действующей методики: она считает неимущих «по головам», не оперирует категориями домохозяйств. А ведь именно на этом уровне, уверяют эксперты, и формируется бедность. Велика ли цена «приличной» зарплаты, к примеру, мужчины, если в его семье есть или безработный, или инвалид, или неработающая вторая половина при маленьком ребенке. Или все вместе.

А главное искажение всей картины происходит оттого, что методика считает «голый» доход, не учитывая обязательные расходы и платежи. Например, получай молодые супруги хоть вдвое выше среднего — но если они взяли ипотеку да произвели наследников, они долгие годы обречены считать каждый рубль до зарплаты, экономить на одежде и продуктах.

В общем, если реформаторский посыл правительства, который поддерживают большинство экспертов, не сведется к очередному манипулированию статистикой, то балансировка методики, безусловно, даст более четкую картину действительности. Но при этом, скорее всего, бедных окажется существенно больше, чем сейчас.

Удочка вместо рыбы

На еще один инструмент борьбы с бедностью сделал акцент в своем послании Федеральному собранию президент. Это механизм социального контракта: государство оказывает ощутимую материальную поддержку оказавшемуся в сложном положении человеку, помогая в том числе с переобучением. А принявший такую помощь со своей стороны берет обязательства выйти на рынок труда, крепко встать на ноги, содержать семью. Иными словами, государство дает нуждающемуся не рыбу, но удочку, с помощью которой он в идеале сможет наловить много рыбы. Период патроната государства — срок контракта — составляет от трех месяцев до года.

Теоретически механизм представляется экспертам перспективным. «Идея социального контракта очень продуктивна. Поскольку снимает патерналистские ожидания от получателей социальной помощи, подразумевает их активные действия по преодолению своего бедственного финансового положения», — оценивает директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Алина Пишняк.

Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Механизм соцконтракта не нов, формально он запущен еще в 2012 году. По данным Минтруда, за шесть лет поддержку через этот инструмент получили 7,5% малоимущих. К 2024 году ведомство планирует увеличить эту долю до 35%. Намеченный ориентир пока явно не вяжется с указанными президентом темпами «раздачи удочек».

Впрочем, скорость можно наверстать, главный вопрос — в эффективности инструмента. По оценке Алины Пишняк, из всех вовлеченных за предыдущие годы в контрактные отношения лишь половина смогла впоследствии не скатиться обратно в бедность. На новом этапе властями поставлена более высокая планка: добиться, чтобы 90% подписавших контракт твердо встали на ноги. «За счет чего предполагается достичь такого прогресса, не вполне понятно. Мне кажется, камнем преткновения здесь является непонимание сторонами того, что будет происходить после окончания контракта. Возможно, следует предусмотреть какие-то более четкие санкции за невыполнение контракта: к примеру, если человек, обещавший выйти на рынок труда, либо не выходит на него вовсе, либо выходит на короткий срок», — размышляет эксперт. Не понятен ей и механизм масштабирования проекта: «Пока сложно делать прогнозы. Этот инструмент относится к компетенции региональных властей, а у каждого региона — свои возможности и свой бюджет».

Так что предлагаемый в качестве ударного метода борьбы с бедностью механизм сам явно нуждается в настройке.

Эксперты озвучивают и нестандартные меры. Так, директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова предлагает разрешить бедным семьям нецелевое использование средств маткапитала — на текущие нужды. По мнению эксперта, до того как ребенку понадобятся средства на обучение, его надо нормально кормить, что первично. Оппоненты раскритиковали это предложение аргументом «пропьют!».

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин со своей стороны считает, что достичь указанной президентом планки снижения бедности будет очень сложно: «Даже если темпы роста экономики поднять до уровня выше 3,5%, с учетом большего перераспределения ресурсов на бедные семьи, нам удастся за шесть лет на 30% снизить бедность». Он убежден, что «стране с таким уровнем ВВП такой уровень бедности иметь позорно».

По оценке Всемирного банка, среднегодовые темпы экономического роста в размере 1,5% обеспечат снижение уровня бедности к 2024 году только до 10,7%. А это отнюдь не вдвое, как хотели бы видеть власти. Ну и сами бедные, конечно.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Юрий Горлин, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

Основное средство для снижения бедности — это существенный экономический рост, который ведет к увеличению зарплат, пенсий, других доходов. Если этот фактор условно вынести за скобки, то, на мой взгляд, возможны еще несколько инструментов. Первый — это пособия, прежде всего семьям с детьми, так как именно на них приходится основная доля бедных в России. Затраты на пособия могут составить значимые суммы, исчисляемые несколькими сотнями миллиардов рублей в год. Для эффективного использования этих средств необходимо, чтобы механизм предоставления пособий обеспечивал их адресное доведение до действительно бедных домохозяйств. В идеале размер пособия должен определяться исходя из дефицита дохода домохозяйства по отношению к совокупному прожиточному минимуму его членов. Однако в настоящее время уровень развития государственных ведомственных информационных систем не позволяет определить фактический доход домохозяйства — и, соответственно, размер необходимого пособия. В результате могут возникать ошибки включения и невключения в списки получателей помощи. В основном ошибка невключения обусловлена тем, что реальные доходы определяются на основании справок 2-НДФЛ, которые не могут предоставить люди, у которых нет легальных доходов, а нелегальные малы. С другой стороны, домохозяйства с немалым достатком, но формально имеющие низкий доход, отражаемый в 2-НДФЛ, могут получать пособия. Необходимо создание информационной инфраструктуры и механизмов администрирования, обеспечивающих целевое предоставление пособий действительно бедным домохозяйствам в размере, выводящем их за черту бедности.

Второй инструмент — введение необлагаемого минимума по НДФЛ для лиц с невысоким уровнем дохода. Практически во всех странах, включая СНГ, такой инструмент есть. В России он действовал до 2012 года. Другое дело, что он был крайне незначительным — не облагалось налогом лишь 400 руб. в месяц. Вместе с тем если бы не облагался или облагался в пониженном размере доход, например, до двух-трех прожиточных минимумов, это способствовало бы заметному снижению уровня бедности.

Заголовок в газете: Нищета в наследство
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27922 от 11 марта 2019 Тэги: Налоги, Пенсии, Дети , Экономика Персоны: Дмитрий Медведев, Владимир Путин, Алексей Кудрин Организации: Совет Федерации Места: Россия

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector