3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Предмет проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Проводится на территории (в помещении) налогоплательщика; если у плательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, по крупнейшим налогоплательщикам – налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Возможность проведения повторной проверки:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления плательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Если при повторной выездной проверке выявлены правонарушения, которые не были выявлены при первоначальной проверке, к плательщику не применяются налоговые санкции (исключение: если невыявление факта правонарушения при первоначальной проверке явилось результатом сговора между плательщиком и должностным лицом налогового органа).

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных проверок в течение календарного года (исключение: в случае принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки плательщика).

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

У него могут быть истребованы необходимые для проверки документы посредством вручения требования о представлении документов. Документы представляются в виде заверенных печатью и подписью руководителя организации (заместителя руководителя, уполномоченного лица) копий. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При невозможности предоставления в течение дня, следующего за днем получения требования, необходимо письменно уведомить проверяющих с указанием причин и сроков, в течение которых могут быть представлены документы. В течение 2 дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока устанавливаются ФНС.

Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

При этом проверка может быть приостановлена на срок не более 6 месяцев в совокупности для:

1) истребования документов (информации) о плательщике или налоговом агенте или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных располагающих документами лиц (направляется письменное поручение об истребовании в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы ® после получения в течение 5 дней налоговый орган направляет этому лицу требование о представлении документов ® лицо исполняет требование в течение 5 дней со дня получения)

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок может быть увеличен на 3 месяца);

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При необходимости в ходе проверки может проводиться:

1) инвентаризация имущества ;

2) осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов – производится в присутствии понятых, в необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, составляется протокол;

3) выемка документов и предметов – производится на основании мотивированного постановления в присутствии понятых; предлагается добровольная выдача, в случае отказа производится принудительно; составляется протокол; если есть основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять подлинники, с которых изготавливают копии, заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются одновременно с изъятием документов или в течение 5 дней после изъятия;

4) привлекаться свидетели – может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, за исключением адвокатов, аудиторов и лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

5) экспертиза – если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле; осуществляется на договорной основе. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц.

6) привлечение переводчика – не заинтересованное в исходе дела лицо, привлекаемое на договорной основе;

7) привлечение понятых – вызываются в количестве не менее 2 человек любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о предмете и сроках проведения проверки и вручить ее плательщику или его представителю. В течение 2 месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым (его представителем) и вручается последнему в течение 5 дней с даты этого акта под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения. В случае уклонения проверяемого от получения акта, этот факт отражается в нем, и акт направляется по почте заказным письмом и считается полученным на 6 день. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверяемый в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в налоговый орган письменные возражения, приложив подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии).

В рамках выездной проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Может проводиться самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по региональным и (или) местным налогам сроком не более 1 месяца.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Читать еще:  Виды налоговых льгот порядок установления и применения

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

большое количество документов, которые надо проверить;

большая продолжительность проверяемого периода;

большое количество проверяемых налогов;

несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

для проведения экспертизы;

для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

ведется ли налогоплательщиком учет;

наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

факт представления отчетности в налоговые органы.

правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

правильность и полнота учета документов;

правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Виды выездной налоговой проверки

Выездные проверки бывают:

комплексные и тематические;

плановые и внеплановые.

При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам.

Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Таким образом, факт окончания выездной налоговой проверки фиксируется справкой. Дата окончания проверки должна совпадать с датой составления справки. В то же время день вручения справки налогоплательщику может отличаться от дня ее составления, что не изменяет дату окончания проверки.

Справка подписывается всеми полномочными на то лицами.

Налоговый орган после составления справки о проведенной проверке должен прекратить мероприятия по этой выездной налоговой проверке.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Подписание акта выездной налоговой проверки

После составления акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Вручение акта выездной налоговой проверки

Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Читать еще:  Налоговый период по НДФЛ Народный СоветникЪ

Соответственно, в решении об отказе в привлечении к ответственности отсутствует штраф, однако могут быть начислены налоги и пени.

Итоговое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки подписывается тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который непосредственно рассматривал эти материалы проверки.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Выездные проверки: пять незаконных требований налоговиков

Пять требований налоговиков незаконны. Проверяющие их используют, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. В статье инструкции, как защитить себя и компанию.

Не все требования инспекторов во время проверок законны. Нередко они пытаются жульничать, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. Мы разобрали, какие уловки применяют налоговики и какие хитрости помогут вам избежать лишних проблем.

1. Лишние проверяющие

Если налоговики приехали к вам с проверкой, посмотрите состав контролеров. Список допущенных лиц указывают в решении о проведении выездной налоговой проверки (ст. 91 НК). Бывает, что сотрудники ФНС приводят с собой людей, которых не было в списке. В таком случае вы имеете право не пускать на территорию «неучтенных» инспекторов.

Кроме того, даже указанные в решении инспекторы не имеют права осматривать территорию и помещения вашей компании, проводить принудительную выемку документов или опрашивать сотрудников без специальных постановлений.

Налоговики имеют право требовать только те документы, которые связаны с предметом и периодом проверки. Такие документы вы обязаны предоставить.

Учтите, что в составе проверяющих могут находиться люди не из налоговой службы, — это законно. Например, налоговики могут привлечь к проверке сотрудников полиции (ст. 36 НК). ФНС часто пользуется этим правом, потому что оперативники могут проводить досмотр помещений, беседовать с сотрудниками и изымать документы без постановлений (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Однако при досмотрах и опросах должны присутствовать понятые. Также желательно присутствие юриста вашей компании.

Помните, что контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки «без объявления войны» – и у вас просто не будет времени на подготовку. Подстрахуйтесь заранее с помощью сервиса Главбух Ассистент.

2. Лишние подлинники документов

Представим ситуацию: проверку проводят за 2017 год, а инспекция требует первичку за 2016-й. Чтобы понять, предоставлять ли документы контролерам, загляните в решение о проведении проверки. Если указанные предмет и период проверки не соответствуют требованиям проверяющих, то вы можете отказать.

Передавайте налоговой документы только после того, как ваши сотрудники проверят их корректность. Поручите повторный осмотр бумаг сотрудникам смежных отделов, чтобы не пропустить ошибки. Например, бухгалтеры, которые занимались кассой, проверят счета-фактуры, и наоборот.

Налоговики пользуются помощью полиции, чтобы ускорить выемку документов, лишив компанию возможности их проверить. Для защиты можно заключить договор со сторонней аудиторской фирмой на проверку документов.

В договоре укажите пункт, что будете ежемесячно или ежеквартально передавать всю документацию консультантам. Это обоснует отсутствие документов даже при внезапной проверке с полицейскими. У вас появится запас времени, пока проверяющие выставят требование предоставить документы.

Если инспектор допускает нарушения при выемке, то возражать этим действиям нужно только по окончании в протоколе выемки.

Когда передаете документы на проверку, всегда составляйте подробные описи, где указывайте каждый отдельный документ. Не отдавайте документацию коробкой или папкой. Недобросовестный инспектор может подложить лишние бумаги или, наоборот, изъять часть реальных документов.

3. Доступ к компьютеру

На проверке инспекторы требуют предоставить доступ к компьютеру с бухгалтерской программой. Они мотивируют требование тем, что так проверка пойдет быстрее. Однако организация обязана предоставить проверяющим документы, связанные с налогами, а не электронные базы. Поэтому в таком требовании инспекторам можно отказать.

Придется оперативно распечатывать регистры налогового, бухгалтерского учета и другие необходимые проверяющим документы. Если это затянется, инспектор сможет принять решение о выемке по статьям 31 и 94 НК. А в рамках выемки у вас заберут и компьютер.

Избежать проблем поможет такая схема. Выделите компьютер для проверок. В нем держите резервную копию бухгалтерской программы, но никаких других отчетов, переписок или докладов. При любых проверках предоставляйте инспекторам доступ именно к этому компьютеру.

Сотрудники ФНС проверяют не только рабочие документы, но и личные файлы сотрудников, электронную переписку — все, что смогут найти. Выделенный чистый компьютер защитит от этого.

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга. Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки организация оплатит ваши штрафы.

4. Допрос сотрудников

Ограничьте число людей, которые будут контактировать с проверяющими. Генеральный директор и главбух могут предоставить ФНС всю нужную для работы информацию.

Остальных сотрудников проинструктируйте отвечать в таком ключе: «Меня зовут Сергей Сергеев, работаю в компании кладовщиком, получаю зарплату строго по ведомости — 20 тыс. руб. Всем доволен». На любые другие вопросы ответ должен звучать так: «Обратитесь, пожалуйста, к моему руководству».

Попросите сотрудников на время проверки оставаться в своих кабинетах, не общаться в коридорах и курилках. Если налоговики пришли с полицией и опрашивают работников фирмы, потребуйте присутствия своего юриста. Он знает, что проверяющие могут спрашивать, а что — нет.

Реальный опыт: Как инспекторы заставляют подписывать чистые листы

Генеральный директор торговой и строительной компаний, Москва

(на условиях анонимности)

В апреле 2017 года я зарегистрировала две фирмы: одну под оптовую торговлю стройматериалами, вторую под выполнение строительных работ. В июле подали декларации по НДС и прибыли. В декларациях цифры к уплате были небольшие, но и не убытки. Компании проработали до начала осени.

Я единственный учредитель и директор в этих фирмах. Мне 43 года, одна воспитываю несовершеннолетнего сына. Мужа, родителей или других родственников нет. После смерти единственной тети мне достались по наследству ее сбережения, которые я решила вложить в дело и начать зарабатывать. Друзья помогли определиться с направлением, познакомили с поставщиками и заказчиками. Я наняла в команду опытного строителя на пенсии и бухгалтера-экономиста. Мы начали работать. При необходимости временно нанимали других рабочих, но официально не трудоустраивали. Платили зарплату, а в фонды – нет.

В сентябре ко мне пришел участковый инспектор. Сказал, что нужно срочно явиться в опорный пункт полиции. Подробностей инспектор не объяснял, только требовал, чтобы я незамедлительно туда пришла. Опорный пункт находился недалеко от моего дома, поэтому я сразу туда и направилась. Внутри меня встретили за столами две женщины и участковый. Женщины представились сотрудниками местной налоговой. Мне сразу объявили, что за моими фирмами числится долг больше 3 млн руб.

Я пыталась объяснить, что это ошибка, и позвонить бухгалтеру, но позвонить мне не дали. Потребовали убрать телефон и начали оформлять протокол допроса. Задавали вопросы о том, кто регистрировал предприятия, кто ведет дела, подписывает документы и т. д. Я отвечала честно. Например, что документы для регистрации готовила юрист. Дальше инспектор спросила про мою квартиру: в собственности ли она и с кем я проживаю. Мне начали угрожать, что квартиру заберут за долги, а меня с сыном-школьником выкинут на улицу.

Допрашивали меня больше часа, запугали, заставили подписать чистые листы. Сейчас я сама понимаю, какой это было ошибкой. Но тогда мне сказали, что теперь все будет хорошо.

После допроса в реестре появилась запись о недостоверности сведений об учредителе и директоре. Я наняла юриста, и мы стали писать жалобы на действия сотрудников инспекции в управление налоговой службы.

Через 10 дней в реестре появилась новая запись о том, что я представила корректировочную декларацию за II квартал 2017 года с нулевыми показателями. Мое заявление с требованием разъяснить, откуда появилась декларация, проигнорировали. Случайно проговорилась сотрудница в окне приема заявлений. Так я узнала, что сама сдала декларацию через уполномоченную бухгалтерию. Я нашла эту «уполномочку», где мне показали доверенность от моего имени. Оказалось, что доверенность и файлы с декларацией им принесли из налоговой.

Из-за этой «нулевки» у всех моих покупателей не приняли НДС к вычету. Все претензии в итоге предъявляли мне. Дальше налоговики написали в банки с требованием заблокировать мои счета. На одном из расчетных счетов заблокировали больше 800 тыс. руб. Получить их нет никакой возможности.

Я написала в управление налоговой службы четыре заявления и две жалобы, но результатов это никаких не принесло. Сейчас в арбитражном суде рассматривают мой иск на действия сотрудников инспекции, но надежды на положительный исход нет.

По материалам ЮК «Туров и партнеры»

5. Проверки не по правилам

Инспекторы ФНС должны следовать определенным правилам. Если налоговики нарушают процедуру проверки, это дает вам шанс отменить итоговое решение. Самая распространенная причина — нарушение сроков проведения проверки.

Читать еще:  Налог на профессиональный доход НПД что это новости 2019 - 2020

На камеральную проверку по закону отводят три месяца с момента представления декларации без возможности продления. На практике такие проверки иногда затягиваются на 10 месяцев и более. Суд не расценивает превышение срока на два-три месяца как серьезное нарушение. Но если проверка длится больше семи месяцев, то вы можете потребовать отменить итоговое решение как незаконное.

Вторая причина для отмены решения налоговой — проверка по одним и тем же основаниям. Например, у вас уже проводили проверку, и вы предоставили все необходимые документы. Если инспекторы решат позже найти другие нарушения по тем же налогам и за тот же проверенный период, это будет незаконно. В таком случае суд отменит решение по результатам повторной проверки.

К другим нарушениям правил проверки, которые нужно пресекать, относятся:

  • попытка провести осмотр территории компании без понятых;
  • выемка документов в ночное время;
  • требование нотариально заверенных копий всех документов.

Главная рекомендация — пусть штатный юрист присутствует на проверке, это оградит вас от возможных негативных последствий.

Алексей Капустин , cтарший юрист CAF Group, Москва

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector