1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выездная налоговая проверка что проверяют

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

большое количество документов, которые надо проверить;

большая продолжительность проверяемого периода;

большое количество проверяемых налогов;

несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

для проведения экспертизы;

для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

ведется ли налогоплательщиком учет;

наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

факт представления отчетности в налоговые органы.

правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

правильность и полнота учета документов;

правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Виды выездной налоговой проверки

Выездные проверки бывают:

комплексные и тематические;

плановые и внеплановые.

При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам.

Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Таким образом, факт окончания выездной налоговой проверки фиксируется справкой. Дата окончания проверки должна совпадать с датой составления справки. В то же время день вручения справки налогоплательщику может отличаться от дня ее составления, что не изменяет дату окончания проверки.

Справка подписывается всеми полномочными на то лицами.

Налоговый орган после составления справки о проведенной проверке должен прекратить мероприятия по этой выездной налоговой проверке.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Подписание акта выездной налоговой проверки

После составления акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Вручение акта выездной налоговой проверки

Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

Читать еще:  Какие налоги относятся к косвенным

При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, в решении об отказе в привлечении к ответственности отсутствует штраф, однако могут быть начислены налоги и пени.

Итоговое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки подписывается тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который непосредственно рассматривал эти материалы проверки.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Выездная налоговая проверка что проверяют

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.

Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.

Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.

В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.

Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:

А это — поручение запросить документы:

Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.

По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Короче

Признаки будущей проверки

Запрос налоговой о сделках за три года

Встречная проверка у партнеров

Вызов на комиссию налоговой

Как подстраховаться

Попросить бухгалтера сообщать, если приходят запросы от налоговой или полиции

Подружиться с бухгалтерией партнеров, чтобы бухгалтеры предупреждали о вопросах о вашей компании

ПОЛГОДА

есть у компании до проверки, если она заметила признаки

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

У современных выездных проверок есть свои нюансы и отличительные особенности. Налогоплательщику лучше узнать о них заранее, чтобы встретить инспекторов во всеоружии. Чтобы разобраться во всех тонкостях, мы изучили два документа: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (приведены в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622@) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (приведены в письме ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12837@). Самые интересные с практической точки зрения моменты мы осветили в этой статье.

Что такое предпроверочный анализ

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

Читать еще:  Налогообложение организаций имеющих обособленные структурные подразделения

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Проведение выездной налоговой проверки: сроки, порядок и что проверяют

Здравствуйте! В этой статье расскажем о выездных налоговых проверках.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что именно проверяет выездная налоговая проверка;
  2. В какие сроки она осуществляется;
  3. Каким образом осуществляется выемка документации.

Содержание

Избежать подобной проверки невозможно, а вот как пережить ее с минимумом потерь, обсудим сегодня.

Цель и суть выездной налоговой проверки

Инспекторы ФНС придерживаются мнения, что выездная проверка – самый эффективный способ контроля.

Основная цель мероприятия состоит в том, чтобы проверить, насколько правильно исчисляются налоги и как они уплачиваются. Но по сути, такую проверку организуют, чтобы выявить недоимку.

В такой ситуации неожиданность – фактор, который позволяет достичь необходимого результата.

Такая проверка может быть произведена в отношении юридического лица и ИП. Основанием для нее является приказ руководителя регионального отдела ФНС или его заместителя.

Проводят проверку там, где зарегистрирована компания, но если у нее есть филиалы в других городах, проверить могут и их.

Ограничения для проведения

Действует ряд ограничений, связанных с этой процедурой.

Они состоят в следующем:

  • Нельзя проверять документацию, которой более трех лет;
  • Не проверяют одни и те же документы 2 раза за один период.

Срок проверки

Инспекторы ФНС должны осуществить проверочные мероприятия в течение двух месяцев. Это срок, прописанный в Налоговом кодексе.

Но если появляется необходимость, этот срок может быть увеличен до 4 месяцев, а в случае, если ваша компания ликвидируется и до 6. Шесть месяцев – это максимальный срок.

Виды выездных проверок

Классификация производится по нескольким критериям. Остановимся подробнее на каждом из них.

По способу проведения.

Проверка может быть сплошной или выборочной. В ходе первой изучают и анализируют всю налоговую отчетность, в ходе выборочной проверки изучают только ту документацию, которая кажется подозрительной для ФНС.

По объекту.

Проверяться может плательщик налогов в единственном лице, филиал компании или группа плательщиков налогов.

По рассматриваемым налогам.

По данному критерию проверка может быть тематической и комплексной. То есть, проверяется документация либо всем налоговым платежам, либо по какому-то одному.

Читать еще:  ФНС проанализировала нарушения налогового законодательства

По методу организации.

Делится на плановую и внеплановую. Если вас заранее уведомили о проверке, то она плановая. Если пришли без предупреждения, то внеплановая.

Внеплановые происходят не так уж часто. В основном тогда, если есть подозрения, что вы уничтожите документацию.

Какие компании рискуют попасть в план проверок

Есть ряд условий, при наличии которых ваша фирма вполне может стать объектом выездной проверки.

  1. Расходы вашей компании практически равны сумме доходов.
  2. За проверяемый период вы оформили несколько налоговых вычетов.
  3. Расходы компании превысили уровень ее доходов.
  4. В экономических показателях выявлено несоответствие.
  5. Появилась информация о том, что в вашей компании испорчена либо уничтожена финансовая документация.

Что будут проверять инспекторы

Обычно проверяют документацию, которая связана с платежами по налогам. Но будьте готовы к тому, что запросить могут и бухгалтерскую документацию, если посчитают нужным.

Итак, у вас могут запросить:

  • Книгу доходов и расходов вашей организации;
  • Чеки и прочую документацию по оплате;
  • Квитанции, подтверждающие уплату налоговых сборов;
  • Накладные;
  • Счета-фактуры;
  • Путевые листы.

Как узнать о выездной проверке в отношении вашей фирмы

Выездная проверка проводится непосредственно в вашем офисе. Но в редких случаях, когда налогоплательщик по разным причинам не может предоставить место для проверки, она может осуществляться в самой инспекции. Отметим, что это скорее исключение из правил и встречается очень редко.

В соответствии с законом, налоговики не обязаны предупреждать вас о том, что будет осуществлена проверка. Но на практике о предстоящих мероприятиях все-таки извещают.

Представитель налоговой может просто позвонить руководителю или главному бухгалтеру либо направить письмо в адрес компании.

Вы можете также узнать о проведении проверки самостоятельно, ничего противозаконного в этом нет.

По словам самих сотрудников ФНС, выездные проверки чаще всего грозят тем предпринимателям и компаниям, в деятельности которых ранее уже выявляли нарушения.

График выездных проверок нигде не публикуется, он носит конфиденциальный характер, а также может меняться на протяжении всего календарного года.

В любом случае на сайте ФНС можно ознакомиться с концепцией планирования, в которой отражены все критерии, по которым вы сможете проанализировать, ждать вам гостей из налоговой или нет.

А сейчас подробнее поговорим об уведомлении о выездной проверке.

Уведомление о проверке

Для того чтобы уведомить вас о проведении проверки, есть несколько способов.

Помимо обычного телефонного звонка, специалисты налоговой могут:

  • Лично вручить извещение;
  • Отправить заказное письмо с уведомлением о вручении;
  • Отправить уведомление в электронной форме, используя ТКС. В этом случае вы должны направить квитанцию о том, что уведомление получили, иначе велик риск, что у компании заблокируют расчетный счет.

После того как вы явитесь в ФНС, вам отдадут копию решения о проверке в отношении вашей организации. Ознакомьтесь с ним и распишитесь на этом экземпляре.

В продолжение нашего разговора стоит обсудить такую тему, как внеплановая выездная проверка. Согласитесь, это мероприятие далеко не самое приятное для предпринимателя. Как она осуществляется, обсудим далее.

Рекомендуем к прочтению:

Внеплановая проверка

Процедура проведения такой проверки особо не отличается от плановой. Есть только одно исключение.

Для того чтобы посетить вашу компанию внезапно, налоговикам не нужно ждать разрешения вышестоящей инстанции. Но и основания для подобного рода проверки должны быть вескими.

  • Деятельность вашей компании наносит ущерб здоровью людей;
  • Деятельность компании опасна для жизни окружающих;
  • Своей деятельностью организация наносит ущерб культурному наследию государства;
  • Вы не устранили нарушения, которые были выявлены ранее;
  • Есть требование прокуратуры о проведении внеплановой проверки.

Ситуации бывают такого характера, когда проверку нужно проводить экстренно, безотлагательно. Для этого в прокуратуру налоговики направляют извещение и в течение суток начинается проверка в отношении вашей компании.

Этапы осуществления

Любая проверка начинается с того, что принимается решение о ее проведении. Составляется специальный документ, который вам вручат по факту приезда инспекторов.

Будьте полностью готовы и к тому, что могут истребовать документацию, которая к главной причине приезда проверяющих отношения не имеет. Также налоговики могут осмотреть территорию, провести полную инвентаризацию.

Если возникнет необходимость, будут взяты на экспертизу образцы документации. Могут быть приняты и более радикальные решения, документы могут изъять в полном объеме.

Что касается сроков проведения, то минимум он составляет 2 месяца. Но проблема в том, что законодатель разрешает как продлевать ее, так и приостанавливать.

У инспектора есть полное право проводить проверку в течение полугода, а с приостановлением вообще до 9 месяцев. Если учитывать все нормы закона, то проверка может производиться 15 месяцев.

Далее рассмотрим, как проводится выемка документации при выездной проверке.

Порядок выемки документации

Для того чтобы это мероприятие было проведено, требуются серьезные основания.

  • У налоговиков есть основания полагать, что вы скрываете или намеренно можете уничтожить документацию;
  • Чтобы проанализировать документацию, проверяющим нужны оригиналы, а не копии.

Кто может присутствовать при выемке:

  • Сотрудники вашей компании;
  • Понятые, не имеющие отношения ни к ФНС, ни к проверяемой организации;
  • Приглашенные специалисты.

Перед тем как изъять бумаги, проверяющий должен показать вам постановление и разъяснить ваши права и обязанности.

Затем предлагается отдать документацию добровольно. Если вы отказываетесь, изъятия пройдет принудительно. Если вы также отказываетесь открыть помещение, где хранятся документы, проверяющий может вскрыть его сам, при этом избегая повреждений запирающих механизмов.

Нельзя проводить это мероприятие в ночное время суток. Ночным временем считается период от 22.00 вечера до 6.00 утра. Каждый предмет упаковывается в присутствии участников выемки.

Как оформить

Изъятие бумаг производится на основе постановления.

В нем должны содержаться:

  • Дата и место его составления;
  • Фамилия и инициалы инспектора, с указанием должности;
  • Основания для изъятия;
  • Опись всех подлежащих изъятию бумаг.

Оформление результатов проверки проводится посредством протокола, в котором указывается вся информация о результатах мероприятия.

Если проверяющий явно нарушает требования закона, не молчите, а заявите об этом. Изъятие документации – случай исключительный, в остальных ситуациях – это превышение полномочий проверяющим лицом.

Как проводят проверку обособленного подразделения

Если у вашей компании есть подразделения, то проверяющие могут посетить и их, а не только главный офис.

Отметим, что обособленным подразделение считается, если:

  • Подразделение находится в другом городе либо регионе;
  • В подразделении должны быть рабочие места.

Филиалы могут проверять отдельно, а также в комплексе с общей проверкой фирмы.

Самостоятельная проверка проводится налоговой той территории, на которой это подразделение находится. При этом проверяться могут только филиалы и представительства компании.

Решение о проведении проверки также принимает руководитель регионального отдела ФНС либо его заместитель. Руководителя подразделения об этом уведомляют, а он должен подготовить необходимую документацию для проверяющих.

После проверки составляется акт, один экземпляр которого остается в подразделении, а копия направляется в ФНС.

В том случае, если по факту проверки выявлены нарушения, возникает закономерный вопрос: как исправить ситуацию и кто будет нести за это ответственность?

Ответ содержится в Налоговом кодексе: ответственность всегда несут юрлица и физлица. Но обособленное подразделение – не отдельное юрлицо, а значит вся ответственность ложится на плечи основного офиса.

Проведение проверки при ликвидации компании

Нередко не только мелкие, но и крупные компании не могут удержаться на плаву из-за кризисных явлений в экономике. В такой ситуации руководитель принимает решение провести ликвидацию компании.

При этом стоит знать, что ликвидация может осуществляться как в добровольном порядке, так и в принудительном.

Далее поговорим о том, как осуществляются выездные налоговые проверки, если компания находится в процессе ликвидации.

Основания для проверки

Чаще всего проверяют ООО. Представители налоговой выясняют, какие обязательства компания не выполнила и почему. Поэтому изначально, после принятия решения о ликвидации организация должна поставить в известность об этом налоговую инспекцию.

Важно то, что ФНС может и отказаться от проведения такой проверки, но в этом случае требовать от компании возврата неуплаченных средств инспекторы не смогут.

Запомните, что проверка – это право ФНС, а не обязанность.

Правила проведения

  • Вы должны предоставить инспекторам помещение, в котором они смогут проверять документацию;
  • Проверке подвергаются только документы за последние три года;
  • Если вы руководитель компании, то можете присутствовать на каждом этапе проверки.

На практике выездную проверку чаще всего проводят. Поэтому, если решили закрыть компанию, подготовьте всю необходимую документацию.

Как происходит обжалование решения по выездной налоговой проверке

Если вы не согласны с результатом проверки, у вас есть право его обжаловать.

Это происходит следующим образом: как только вы получите акт выездной проверки, у вас будет ровно месяц, чтобы предоставить в налоговую свои возражения. Для полноты картины прикладывайте документы, которыми вы можете эти возражения обосновать.

Ваши возражения рассмотрит руководитель той инспекции, которая осуществляла проверку вашей компании.

На рассмотрение у него есть десять дней. Этот срок он может и продлить, но не более, чем на 1 месяц. Также вы можете участвовать в рассмотрении лично.

Как только ваши возражения рассмотрят, будет вынесено решение.

Оно может быть следующим:

  • Вас привлекут к ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • В привлечении будет отказано.

Кроме этого, обжаловать решение ФНС вы можете, обратившись в судебные органы.

В заключительной части нашего разговора хотелось бы привести несколько рекомендаций специалистов, рассказывающих о том, как предпринимателю правильно вести себя в ситуации, когда налоговые инспекторы приехали с проверкой к нему в офис.

Как предпринимателю вести себя в случае проверки

Запомните одну важную деталь: инспектор ФНС может прийти в ваш офис только с решением вышестоящего руководства, причем не допускается только указание фамилии руководителя, обязательна расшифровка.

Кроме этого, вам следует:

  • Попросить у инспектора перечень вопросов, которые имеются к вам. Это информация несекретного характера, поэтому вы имеете право ознакомиться с ней;
  • Постарайтесь дать разъяснения по всем нюансам, которые неясны для инспектора;
  • Внимательно относитесь к требованиям проверяющего, обдумывайте, какие последствия могут быть в будущем;
  • По возможности исправьте все мелкие недочеты;
  • Фиксируйте нарушения, которые допускают ревизоры;
  • Сохраняйте максимальное спокойствие, не стоит нервничать, а тем более грубить проверяющим.

Заключение

Даже у самых законопослушных руководителей налоговые проверки вызывают состояние тихого ужаса. Штрафов и других негативных последствий боятся все.

Для того чтобы таких последствий не было, будьте всегда готовы к проверкам разного рода. Устраняйте вовремя недочеты, уплачивайте налоги, не пытайтесь скрыть доход и претензий к вашей компании у налоговых органов просто не будет.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector