2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предпроверочный анализ выездной налоговой проверки

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

Как налоговики решают, кого проверить

Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то что планирование проверок официально названо открытым процессо м приложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ , на самом деле для организаций сие действо остается загадкой. Специально для вас мы добыли информацию из достоверного источника. И теперь можем приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же происходит отбор организаций для включения в план ВНП.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки. И предполагается, что «выездники» на ВНП приходят уже подготовленные, то есть если они и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать.

Такой анализ проводят так называемые аналитики. В каких-то ИФНС это целые отделы, в каких-то — специально созданные группы.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс красоты: из большой массы организаций отбираются самые «красивые» и «перспективные» с точки зрения налоговиков. Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Отбор претендентов

Чтобы окончательно решить, кто попадет в план ВНП, «аналитики» оценивают все организации, состоящие на учете в данной ИФНС, по ряду критериев. Вот основные из них.

И вот «аналитики», отобрав организации, которые «засветились» по нескольким критериям, начинают подробно изучать каждого претендента.

Всю информацию, которую «аналитики» смогут собрать об организации, и выводы на ее основе они отражают в заключении по результатам предпроверочного анализа. Кроме того, заключение содержит рекомендации «выездникам», на что им обратить особое внимание в ходе ВНП, а также предполагаемые суммы доначислений по результатам проверки. После того как план ВНП будет утвержден, эти заключения аналитики передадут «выездникам».

На что «аналитики» обращают внимание

Вы тоже можете проверить себя и самостоятельно оценить вероятность попадания вашей компании «под прицел» налоговиков. Для этого воспользуйтесь:

  • критериями оценки налоговых риско в приложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ;
  • нашей шпаргалкой. В ней отражены основные моменты, которые чаще всего вызывают интерес «аналитиков». Шпаргалку мы разделили на два блока с точки зрения состава анализируемой информации. Сразу хотим отметить, что данные берутся по годовым отчетам и декларациям, а по тем декларациям, которые сдаются поквартально, показатели, соответственно, суммируются.

Анализ данных об организации, которые есть в ИФНС

Как видим, только на основании отчетности можно сделать много интересных выводов. Но анализ информации, полученной при проведении контрольных мероприятий, может дополнить картину предполагаемых нарушений.

Анализ отчетности и полученной из внешних источников информации, доступной без назначения ВНП

* В зависимости от применяемого режима:

  • Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль, Декларации по НДС;
  • Декларация при применении УСНО;
  • Декларация 3-НДФЛ (для предпринимателей на общем режиме).

** Чтобы развеять свои сомнения, «аналитики» проводят опросы работников компании. Как правило, работающие в фирме сотрудники не раскрывают тайн. Но «аналитики» опрашивают и уже уволившихся работников. А те обычно не скрывают секретов бывших работодателей.

Безусловно, практически все расхождения бухгалтер в состоянии объяснить. Они обычно связаны с разным порядком учета хозяйственных операций для бухгалтерских и налоговых целей. Но у аналитиков нет этих данных. Поэтому причины расхождений надо будет объяснять уже «выездникам».

Расчет предполагаемой суммы доначислений

Проанализировав информацию об организации, «аналитики» рассчитывают предполагаемую сумму доначислений по ВНП. Она является своеобразным подтверждением того, что они обоснованно заострили внимание на конкретной организации. Эту сумму «аналитики» могут рассчитать по любому расхождению, показанному в нашей шпаргалке, но чаще всего они это делают по следующим основаниям.

ОСНОВАНИЕ 1. Наличие расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. В этом случае сумма всех доходов по форме № 2 (выручка, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) сравнивается с суммой доходов «прибыльной» декларации (доходы от реализации, внереализационные доходы, доходы, исключаемые из прибыли, и доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами). Аналогичным образом анализируются и все расходы организации. Из выявленных расхождений «аналитики» могут сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, если:

  • доходы по данным бухучета превышают доходы по налоговым данным;
  • расходы по данным налогового учета превышают бухгалтерские расходы.

При наличии таких расхождений полученная разница умножается на ставку налога на прибыль. Так и получается предполагаемая сумма доначислений. Правда, она в ходе выездной проверки обычно не подтверждается, так как расхождения возникают из-за разных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей.

ОСНОВАНИЕ 2. Есть расхождения между оборотами от реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль. В этой ситуации «прибыльные» доходы считаются так же, как при сравнении с данными бухучета, а по декларации по НДС суммируется реализация, облагаемая по ставкам 0%, 10%, 18%, а также реализация, не облагаемая НДС. При наличии расхождений между оборотами по этим декларациям «аналитики» рассчитают предполагаемую сумму доначислений в зависимости от того, какие доходы преобладают:

  • налог на прибыль, если обороты от реализации по НДС превышают обороты по прибыли;
  • НДС, если «прибыльная» реализация превышает реализацию по НДС.

Отбирая кандидатов на выездную проверку, налоговики выискивают прежде всего тех, кто может принести максимальную пользу бюджету. Ну вы понимаете.

Но и здесь обычно «выездникам» не везет, потому что такое расхождение объясняется наличием у организации не облагаемых НДС оборотов, которые не были отражены в декларации либо по ошибке бухгалтера, либо потому, что и не должны в ней отражаться.

ОСНОВАНИЕ 3. Имеются отклонения показателя рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации от среднеотраслевых значений в меньшую сторону. Как правило, сумму доначислений по этому основанию «аналитики» рассчитывают, когда им надо увеличить предполагаемые доначисления, а иных оснований для этого нет. Вы спросите: а зачем им эту сумму увеличивать? А затем, что при защите плана ВНП есть негласная планка по суммам доначислений. Соответственно, даже если у налоговиков есть целый ряд оснований подозревать организацию в нарушении налогового законодательства, но предполагаемая сумма ниже этой планки, то либо такая организация в план не попадет, либо «аналитикам» будет предложено пересмотреть предполагаемый уровень доначислений.

Напомним, что рентабельность рассчитывается по следующей формуле:

Так как данные для расчета этого показателя берутся из формы № 2, то для того, чтобы сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, не должно быть расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета либо эти расхождения должны быть минимальны.

Для наглядности рассмотрим, как же аналитики считают эту сумму.

Пример. Расчет предполагаемой суммы доначислений при уровне рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации ниже показателя по отрасли

/ условие / Согласно форме № 2 за 2010 г. организации, занимающейся оптовой торговлей мебелью, себестоимость проданных товаров составила 40 000 тыс. руб., прибыль от продаж — 3000 тыс. руб.

/ решение / Чтобы рассчитать предполагаемую сумму по этому основанию, нужно совершить следующие действия.

ШАГ 1. Рассчитываем прибыль от продаж, которую должна получить организация при таком уровне себестоимости в соответствии со среднеотраслевым показателем: 40 000 тыс. руб. (себестоимость) х 11,7% (среднеотраслевой показатель рентабельности для данного вида деятельности в 2010 г. приложение № 4 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ) = 4680 тыс. руб.

ШАГ 2. Рассчитываем недополученную прибыль: 4680 тыс. руб. – 3000 тыс. руб. (прибыль от продаж) = 1680 тыс. руб.

ШАГ 3. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного налога на прибыль: 1680 тыс. руб. х 20% = 336 тыс. руб.

ШАГ 4. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного НДС: 1680 тыс. руб. х 18% = 302 тыс. руб.

ОСНОВАНИЕ 4. Организации замечены во взаимоотношениях с фирмами-однодневками. Такие взаимоотношения выявляются в ходе анализа банковской выписки организации. А предполагаемые суммы доначислений по этому основанию считаются очень просто. Например, установлено перечисление денег в сумме 1000 тыс. руб. (в том числе НДС 153 тыс. руб.) в адрес организации, имеющей признаки фирмы-однодневки. Предполагаемая сумма доначислений составит 322 тыс. руб. (153 тыс. руб. + (1000 тыс. руб. – 153 тыс. руб.) х 20%).

Как правило, сумма доначислений, рассчитанная подобным образом, не включается в общую сумму, а отражается в заключении по результатам предпроверочного анализа отдельной строкой. Ведь наличие у контрагентов признаков фирм-однодневок еще не является гарантией фиктивности сделки, а предполагаемые суммы по этому основанию получаются достаточно большими.

Главное для проверяющих — чтобы проверка не была низкорезультативной по меркам данного региона. Во внутренних документах налоговиков установлен минимальный предел (Min) доначислений. Например, в Москве проверка организации, относящейся к категории «прочих» (не крупнейших) налогоплательщиков низкорезультативна, когда по ее итогам доначислено менее 1,5 млн руб. налогов (Min = 1,5 млн руб.).

Параллельно «выездники» должны ориентироваться и на сумму по предпроверочному анализу. Если сумма доначислений будет ниже предполагаемой, то, скорее всего, итог проверки будет такой.

СИТУАЦИЯ 1. Фактические доначисления Min. Тогда возможны два варианта.

Если фактические доначисления больше и Min, и 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие уйдут, удовлетворившись суммой доначислений.

Если же фактические доначисления больше Min, но меньше 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие попытаются «договориться» с вами до суммы, равной 50% предполагаемой суммы доначислений.

Предпроверочный анализ — инструмент, повышающий эффективность выездных проверок

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2017. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное — точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100!

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля, то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Что такое предпроверочный анализ

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа — установка двух обстоятельств:

  1. Есть ли причины для доначисления налогов, то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  2. Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Автоматический отбор

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор. Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много — «клиент» рекомендуется к ВНП.

Читать еще:  Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях в 2019 - 2020 году

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2.

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  1. Низкорисковые. Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  2. Высокорисковые. Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  3. Средний риск. Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.

Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок

АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, сопоставляет данные по сделке, указанные в отчетах покупателей и продавцов. Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2018 году будет внедрено новое поколение комплекса — АСК НДС-3. Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

Работа аналитика

Использование технических возможностей

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3», в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа — установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа — ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

«Ручной» анализ

Цель работы на этом этапе — найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  1. Поиск подозрительных контрагентов. Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  2. Поиск подконтрольных лиц — компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса.

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.

Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Применение баз данных и специальных систем

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка». Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода:

  1. Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  2. При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов, которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

Работа с открытыми источниками

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел. По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса — порядка 5%. А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой.

Запрос сведений у банков и госслужб

Банки активно сотрудничают с ФНС — это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что блокируют счета и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных контрагентов. В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам. Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.

Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам. Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна — выяснить состав имущества, которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель — сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни. Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Работа с архивом

Такая работа подразумевает анализ ответов на запросы и пояснений, которые налогоплательщик направлял в ИФНС. Это стало возможно также благодаря высоким технологиям. Раньше эти данные предоставлялись на бумаге и пылились на полках архива. Теперь же это часть АИС «Налог-3», то есть информация в электронном виде, которую можно извлечь в любой момент.

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали — это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц — подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе — о критерии трех лет. У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников. Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Выводы аналитика

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП. Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП — какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ — заключение. Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Предпроверочный анализ компании

Проведение предпроверочного анализа является обязательным этапом выездной налоговой проверки, благодаря которому налоговые инспекторы перед посещением компании уже знают, где искать нарушения, и предполагают размер доначислений

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Предпроверочный анализ и сроки проверки

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Читать еще:  Онлайн калькулятор расчета компенсации за неиспользованный отпуск

Проведение предпроверочного анализа: сбор информации

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Предпроверочный анализ помогает рассчитать сумму доначислений

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Предпроверочный анализ и сроки проверки

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Проведение предпроверочного анализа: сбор информации

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Предпроверочный анализ помогает рассчитать сумму доначислений

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка

По этой теме вы можете так же посмотреть видео налогового адвоката Тылика Павла «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?»

За последние 3 года количество проверок налоговой сократилось более чем в 2 раза. При этом сумма штрафов наоборот возраста с 6 млн до 12,5.

Совпадение или нет?

Читать еще:  Электронный больничный лист

Как у налоговой получается так точно определять предприятия «достойные» выездной проверки, которые гарантированно принесут прибыль в казну?

Ответ прост – благодаря предпроверочному анализу выездной налоговой проверки. В этой статье раскроем все его секреты, и вы поймете, на что обратить внимание на вашем предприятии.

Чем занимается отдел предпроверочного анализа

Предпроверочный анализ – один из главных составляющих налогового контроля. Налоговый инспектор изучает данные о предприятиях, которые находятся в его распоряжении (отчетность предприятия, сведения о контрагентах, и данные из третьих источников). В ходе проверки инспектор должен сделать три основных вывода о предприятии:

  • Имеются ли у предприятия налоговые нарушения;
  • Какие суммы доначисления грозят предприятию;
  • Насколько реальны перспективы взыскать данные доначисления;

На основании вышеуказанных данных, налоговой принимается решение совершать ли выездную проверку в отношении конкретного предприятия. Откуда же инспекторы берут информацию о предприятии, если вы думаете, что только из налоговой, то ошибаетесь!

Источники предпроверочного анализа

Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них это:

  1. Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
  2. Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
  3. Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
  4. Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
  5. Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
  6. Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами, и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
  7. Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
  8. Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.

На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:

Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.

Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).

Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.

Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.

  • ПК ВАИ (визуальный анализ информации)

Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.

Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.

«Ручной» анализ

Конечно, в современном мире ни один ручной анализ не обходится без применения специальных программ. Такая же ситуация и в налоговой. Вот как проверяют фирмы «вручную»:

  • Используют специальный комплекс «Однодневка», который содержит перечень проблемных, подозрительных организаций. Инспектор проверяет всех контрагентов, которые работали с «подозреваемым». Под подозрение попадут все фирмы, которые хотя бы раз имели дело с фирмой-однодневкой.
  • СПАРК (система профессионального анализа рынков и компаний). С помощью этой системы налоговики проверяют всех контрагентов с которыми вы работали, получая полную информацию о нем (адреса, телефоны, ОКВЭД, ИНН и т.д.).
  • Интернет источники и социальные сети. Проверяют сайт компании, группы в социальных сетях, личные публикации учредителей. Случайно написанная фраза об оборотах компании, ее прибыли, или нескольких филиалов может заинтересовать инспектора.
  • Сайт арбитр.ру. С его помощью определяют, участвовали ли ваши контрагенты, хоть раз, в арбитражном процессе. Причем, если да, то это как раз хорошо. Поскольку лишь 5% компаний по статистике налоговой никогда не принимали участие в арбитражных делах. А значит, полная «чистота» всех ваших контрагентов обязательно заинтересует налоговую.
  • Проверка IP и MAC адресов предприятия. Например, регулярные платежи вашего ООО стороннему ИП совершаются с одного IP адреса, а это означает, что ООО контролирует данное ИП. Это будет являться основанием для доначисления налога на прибыль ООО, поскольку платежи к ИП не будут являться в таком случае расходами предприятия. Причем, информацию запрашивают и по закрытым счетам. Поэтому, если такое было у вас в компании, не спешите бежать закрывать счета, к сожалению уже поздно. Лучше придумать логичное объяснение, поскольку с вас его в любом случае потребуют.

Анализ эффективности выездных налоговых проверок

Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.

Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной. Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.

Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.

Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333):

  1. Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе;
  2. На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки;
  3. Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период;
  4. Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам;
  5. Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности;
  6. Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить;
  7. Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей;
  8. Заключенные между контрагентами договора (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин;
  9. Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций;
  10. Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет);
  11. Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей;
  12. Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.

Заключение по результатам предпроверочного анализа

По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:

  • Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
  • Оценка финансово-хозяйственной деятельности
  • Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333;
  • Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки)
  • Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.)
  • Результат

Имеет ли смысл проводить выездную проверку, какую сумму доначислений можно будет взыскать с предприятия, состав проверяющих, насколько реально будет взыскать указанную сумму.

Теперь вы знаете все тайны и секреты предпроверочного анализа.

Какие выводы можно сделать:

  1. Если вам все же назначили выездную проверку, то 99%, что у вас обязательно найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Если вы не прошли предпроверочный анализ выездной налоговой проверки, значит, инспекторы уверены в том, что смогут взыскать с вас доначисленный налог;
  3. Вероятнее всего сумма доначислений составит не менее 11 млн руб для Москвы и 4-5 млн для регионов России.

Как предотвратить налоговую проверку

За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.

Связано это в первую очередь с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушения предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?

С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.

С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.

  • Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
  • Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
  • Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).

Видео: признаки приближения выездной проверки

В продолжение статьи вы можете посмотреть видео налогового адвоката Тылика Павла «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?» , а так же почитать его статью «Должна ли ИФНС предупреждать о проведении выездной налоговой проверки«.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector