4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Письменные разъяснения налогового законодательства применяем без последствий

О разъяснениях налогового законодательства

Ю.М. Лермонтов, советник налоговой службы II ранга

В ответе Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 на один из запросов налогоплательщиков рассмотрен весьма важный вопрос: чьи разъяснения освобождают налогоплательщиков от ответственности при возникновении конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить. Если это требование не выполняется, то все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика [п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].

Кроме того, НК РФ установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать налоги и сборы (за исключением ряда закрепленных в законодательстве случаев). Для разрешения сомнений в применении норм налогового законодательства предусмотрено право налогоплательщиков получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МНС России преобразовано в ФНС России. ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (далее — Закон N 58-ФЗ) право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ за Минфином России закреплены полномочия по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению.

С вступлением в силу Закона N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

— о действующих налогах и сборах;

— о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

— о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России и финансовых органов. Причем Минфин России предоставляет разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, финансовые органы субъектов Российской Федерации отвечают на вопросы, связанные с применением регионального налогового законодательства.

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов носят для налогоплательщиков рекомендательный характер, однако при этом на основании ст. 111 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности за совершение налогового правонарушения в случае выполнения им письменных разъяснений финансовых органов.

Налогоплательщик может не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию в суде. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за невыполнение норм подобного разъяснения, так как оно не относится к законодательству о налогах и сборах. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 316-О разъяснено, что налогоплательщик не может привлекаться к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном нормативном акте.

Если же налогоплательщик выполняет письменное разъяснение по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данное уполномоченным органом, то согласно подпункту 3 п. 1 ст. 111 НК РФ это признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. При отсутствии вины в совершении налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности. В таком случае налоговый орган выносит решение об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

При этом не имеет значения, кому адресовано разъяснение: конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.

Письмом от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 Минфин России определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:

— министр финансов Российской Федерации;

— заместители министра финансов Российской Федерации;

— директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики;

— заместители директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.

Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.

Хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что статьи, комментарии, опубликованные в средствах массовой информации, не представляют собой официальные разъяснения, а являются личным мнением того или иного государственного служащего соответствующего органа. Согласно Федеральному закону от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий вправе заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплачивать суммы налога и пеней, возникших вследствие правонарушения.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание читателей журнала на рекомендательный характер разъяснений Минфина России, то есть на то, что они не принуждают к совершению каких-либо действий.

Применение и разъяснение налогового законодательства.

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Применение и разъяснение налогового законодательства

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов. Нормы налогового права тесно связаны с государственным и административным правом, поскольку налоговые правоотношения по своей сути основаны на организационно-властной деятельности государственных органов с одной стороны и исполнении гражданами и организациями возложенных на них юридических обязанностей — с другой.

По этой причине одно из основных требований, предъявляемых к нормам налогового права, это их конкретность и определенность.

Однако, законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме, совместить «дух» и «букву» закона. Российское налоговое законодательство не отличается стабильностью. Многие действующие акты противоречивы, и это не способствует их единому толкованию.

В то же время, толкование правовых норм — важнейшее условие их правильного понимания и применения. Под толкованием понимают выяснение точного смысла, содержания правовой нормы. Задача и цель толкования заключается в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить.

Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как применяет, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Даже судьи Конституционного Суда РФ, наделенные исключительным правом толковать Конституцию и другие нормативные правовые акты, не всегда понимают предмет толкования одинаково. Многие из них заявляют о своей особой позиции, высказывают мнение, не совпадающее с взглядами других судей.

Порой приходится сталкиваться и с ошибками налоговых органов в оценке правильности исполнения плательщиками своих обязанностей. Анализ таких ошибок показывает, что они объясняются не столько субъективными, сколько объективными причинами, связанными с недостатками в правовом регулировании налоговых отношений, пробелами в законодательстве, нечеткостью формулировок и их взаимной противоречивостью.

Налогоплательщики сегодня, как правило, имеют свою точку зрения по конкретному вопросу и, естественно, хотят знать, соответствует ли их понимание тех или иных норм законодательства о налогах и сборах позиции контролирующих органов.

На основании подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы информируют плательщиков о действующих налогах и сборах, законах о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах. В налоговую службу следует обращаться с вопросами о том, как исчислять и уплачивать налоги и сборы, как правильно заполнить налоговую отчетность. Содержание прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и их должностных лиц также разъясняет налоговое ведомство.

Читать еще:  Ндфл с переходящих отпускных как платить

В отличие от перечисленных вопросов, которые относятся к компетенции налоговых органов, Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. То есть, как в том или ином случае применяются конкретные нормы.

Право Минфина России давать плательщикам письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства предусмотрено пунктом 1 ст. 34.2 НК РФ. Наряду с этим, подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина России.

Однако необходимо учитывать, что в данном случае имеются в виду разъяснения, которые адресованы не конкретным заявителям, а самой Федеральной налоговой службе России. Данная позиция изложена в письме Минфина РФ от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.

В названном документе финансовый орган пояснил, что опубликованные в различных правовых базах данных и периодических изданиях письма Министерства Финансов, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Содержащиеся в таких письмах положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Следовательно, такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами и плательщиками.

Таким образом, налоговые органы не обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям. Применению подлежат разъяснения, направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России. В указанных письмах может содержаться формулировка «довести до сведения налоговых органов и налогоплательщиков» или они доводятся до налоговых органов специальным письмом. Эти документы публикуются на официальных сайтах Минфина России и ФНС России.

Выполнение плательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ признается одним из обстоятельств, исключающих его вину, а, следовательно, и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ с плательщика, который допустил нарушение налогового законодательства из-за того, что следовал письменным разъяснениям Минфина России, не могут быть взысканы и пени.

Однако для этого разъяснения должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц.

Основная причина обращения за разъяснениями — нечеткое определение в российском законодательстве используемых терминов, а также установленных правил исчисления и уплаты налогов. За официальной позицией по таким вопросам надо обращаться в Минфин России.

В пункте 3 ст. 34.2 НК РФ сказано, что Минфин России и региональные финансовые органы обязаны рассмотреть письмо налогоплательщика в течение двух месяцев со дня его получения. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Запрос должен быть подписан руководителем организации или уполномоченным представителем налогоплательщика. Такое обращение в силу ст. 29 НК РФ требует подтверждения заявителем полномочий законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика.

Информирование по вопросам налогообложения осуществляется на основании конкретных документов и материалов. Обращения, содержащие вопросы о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, т.е. относящихся к области теории, обычно не рассматриваются.

Следует помнить, что применение письменных разъяснений, основанных на неполной или недостоверной информации, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, поэтому в запросе необходимо указывать максимально полные сведения, которые могут повлиять на порядок исчисления и уплаты налогов.

Юридический отдел
Управления ФНС России по Тамбовской области

Письменные разъяснения налогового законодательства применяем без последствий

Неверное разъяснение налогового органа: последствия для плательщика.

На практике нередки ситуации, когда плательщики получают от налоговых органов не соответствующие законодательству и противоречивые разъяснения.

Как правило, ошибка выясняется в ходе налоговой или аудиторской проверки. Ее последствия для плательщика весьма плачевны: она влечет неуплату (неполную уплату) налоговых платежей.

Всегда ли в таких случаях есть вина плательщика? Должен ли он платить пени? Будет ли он привлечен к административной ответственности?

Давайте разберемся, какие права имеют плательщики в таком случае |*|.

КОГДА ПЛАТЕЛЬЩИК, ПОЛУЧИВШИЙ НЕВЕРНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ, ВПРАВЕ НЕ ПЛАТИТЬ ПЕНИ

Налоговые органы и их должностные лица обязаны давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства, в т.ч. по согласованию с Минприроды Республики Беларусь или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды), по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (подп. 1.5 п. 1 ст. 82 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).

Такие разъяснения призваны разрешать сложности плательщика в понимании и применении налогового законодательства. Однако в данном случае под письменным разъяснением надо понимать не разъяснение вообще, а именно правильное разъяснение. В противном случае теряется смысл разъяснительной работы, предусмотренной подп. 1.5 п. 1 ст. 82 НК.

Чаще всего плательщик не всегда может оценить характер представленной ему информации на предмет ее соответствия законодательству. Ошибочность представленных налоговым органом разъяснений обнаруживается плательщиком, как правило, уже на этапе привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, явившегося результатом выполнения неверных разъяснений. Таким образом, если в дальнейшем, например в результате налоговой проверки, будет признано, что разъяснение и соответственно действия плательщика были неправильными, т.е. противоречащими налоговому законодательству, то можно вести речь о неправомерных действиях уполномоченного органа – он не выполнил свою обязанность по представлению правильного разъяснения, соответствующего налоговому законодательству. Однако на законодательном уровне ответственность должностных лиц налоговых органов за непредставление разъяснений или представление заведомо неправильных разъяснений в настоящее время прямо не установлена.

В связи с этим НК справедливо установлены некоторые правовые последствия нарушения права плательщика на получение от налогового органа письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства.

Одно из них – освобождение от уплаты пени в случае неуплаты (неполной уплаты) плательщиком налога по причине исполнения неверного разъяснения налогового органа.

Важно! Законодатель исходил из того, что плательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное налоговым органом, как разъяснение компетентного должностного лица, выражающего официальную позицию этого органа по обозначенному вопросу.

В случае возникновения ситуации, когда такая позиция признается ошибочной, действия налогового органа по начислению пени на суммы налогов, сборов (пошлин) не могут быть признаны правомерными, поскольку налоговый орган своими действиями, по сути, одобрял ошибочное применение налогового законодательства плательщиком.

Тем не менее указанные обстоятельства не исключают обязанность плательщика доплатить налог, сбор (пошлину), поскольку обязанность платить законно установленные налоги, сборы (пошлины) является конституционной и подлежит исполнению даже в случае образования неуплаты или неполной уплаты налога, сбора (пошлины) в результате невиновных действий плательщика.

Справочно: разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства носят для плательщиков рекомендательный характер. Плательщик может не применять разъяснение налогового органа, поскольку оно не является актом налогового законодательства. Такие разъяснения имеют информационно-разъяснительный характер, и плательщики вправе руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличном от понимания налогового органа.

Если же плательщик совершает определенные налогово значимые действия в связи с данными ему письменными разъяснениями, то речь идет о невиновном совершении неуплаты или неполной уплаты налога, сбора (пошлины).

ЗА КАКОЙ НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ ПЕНИ

По общему правилу пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов (часть первая п. 3 1 ст. 52 НК) |*|.

Читать еще:  Повышающий коэффициент для транспортного налога в 2019 - 2020 году

Поскольку вышеприведенная норма за период ее существования претерпевала изменения, возникает ряд вопросов по ее применению: за какой налоговый период не начисляются пени? в отношении какого уровня разъяснений, данных налоговыми органами, применяется эта норма? установлены ли временные рамки для применения этих разъяснений?

Налоговый период и уровень налоговых разъяснений

Впервые вышеприведенная норма (по смыслу) была закреплена в НК Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 № 330-З и вступила в силу с 1 января 2012 г. После указанной даты норма претерпевала изменения дважды.

Изначально указанный порядок распространялся на разъяснения, полученные плательщиком от МНС, т.е. с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г.

С 1 января 2014 г., с учетом внесенных изменений в ст. 52 НК, не подлежат начислению пени на суммы налогов, сборов (пошлин) в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов любого уровня (МНС, а также инспекции МНС Республики Беларусь по областям и г. Минску, по районам, городам и районам в городах) (подп. 3 1 ст. 52 НК).

Эти изменения вызваны следующим. Порядок обращений, в т.ч. за разъяснениями налогового законодательства, изложенный в Указе Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», исключает возможность обратиться с запросом сразу в МНС Республики Беларусь.

Первоначальное обращение подлежит рассмотрению в налоговом органе местного уровня (к ним отнесены инспекции МНС Республики Беларусь по районам, городам, районам в городах).

И только в случае, если плательщик не согласен с разъяснением, полученным от налоговой инспекции местного уровня, он вправе обжаловать такое разъяснение в вышестоящий орган, к которому одновременно отнесены инспекции МНС Республики Беларусь по областям и г. Минску и МНС Республики Беларусь.

Поэтому с 1 января 2014 г. в ст. 52 НК уточнили уровень налоговых разъяснений.

Таким образом, прекращают начисляться пени:

– за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – если плательщик руководствовался разъяснениями, полученными от МНС, в т.ч. полученными до 1 января 2012 г.;

– после 1 января 2014 г. – если плательщик руководствовался разъяснениями, полученными от налогового органа любого уровня.

Важно! Пени не начисляются при наличии соответствующих разъяснений налоговых органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, по которым образовалась неуплата или неполная уплата сумм налогов, сборов (пошлин), независимо от даты издания такого документа (разъяснения) * .
__________________________
* Мнение автора может не совпадать с мнением налогового органа.

Временное ограничение по применению разъяснений

С 1 января 2015 г. норма части первой п. 3 1 ст. 52 НК прекращает применяться через 10 календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом |*| (часть вторая п. 3 1 ст. 52 НК).

* Новации, произошедшие в ст. 52 НК, доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Такое письменное разъяснение может быть инициировано:

– плательщиком (например, в случае его несогласия с разъяснением, полученным от ИНМС);

– вышестоящим налоговым органом (например, ИМНС по области (г. Минску), МНС).

В таких ситуациях плательщик, получивший письменное разъяснение от вышестоящего налогового органа, отличное от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом, не вправе рассчитывать на применение гарантий, установленных частью первой п. 3 1 ст. 52 НК. Применение разъяснения нижестоящего налогового органа, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного вышестоящим налоговым органом, в результате которого возникнет неуплата или неполная уплата налога, сбора (пошлины), повлечет начисление пеней по правилам ст. 52 НК.

Важно! Течение срока, когда не подлежит применению часть первая п. 3 1 ст. 52 НК, начинается со дня, следующего за днем направления плательщику письменного разъяснения.

Например, дата направления разъяснения – 5 марта, течение срока начинается 6 марта и заканчивается 15 марта (через 10 календарных дней).

То есть с 16 марта подлежат начислению пени (если плательщик продолжает руководствоваться разъяснением нижестоящего налогового органа) |*|.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от МНС Республики Беларусь (часть вторая п. 3 ст. 21 НК).

Данные разъяснения должны:

1) по смыслу и содержанию относиться к тому налоговому или отчетному периоду, в котором образовалась неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин);

2) основываться на полной и достоверной информации, представленной плательщиком;

3) даваться тому плательщику, который обратился с запросом.

При невыполнении указанных требований плательщик не вправе получить административную и судебную защиту, а также освобождение от начисления пени.

Справочно: полагаем, что информация, имеющая значение для исчисления и уплаты налогов и представленная одному плательщику другим, а также совершенные другим плательщиком хозяйственные операции могут быть не идентичны, что делает невозможным использование письменных разъяснений, адресованных иным плательщикам.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛАГАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ВИНЫ ПЛАТЕЛЬЩИКА

Плательщик не может быть привлечен к административной ответственности, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Как правило, обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность (ст. 2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)).

Поэтому финансовые, налоговые или иные уполномоченные органы государственного управления при решении вопроса о привлечении плательщиков к административной ответственности и исключения их вины в совершении правонарушения в случае, если они руководствовались разъяснениями по применению законодательства о налогах и сборах, должны принимать во внимание совместное письмо МНС, Минфина, Минэкономики Республики Беларусь от 14.06.2013 «О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности». Оно разъясняет следующее.

Положениями ст. 9.6 ПИКоАП установлено, что при наличии таких обстоятельств, как отсутствие события, состава административного правонарушения либо недоказанность виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения, судом, органом, ведущим административный процесс, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении с изложением оснований, исключающих административный процесс.

Меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение явилось следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного государственного органа, так как в данном случае будет отсутствовать вина плательщика, действовавшего в соответствии с полученным разъяснением уполномоченного государственного органа.

Следует иметь в виду, что выполнение плательщиком разъяснения уполномоченного государственного органа, полученного непосредственно этим лицом на основании письменного запроса, не повлечет применение мер административной ответственности только в том случае, когда такие разъяснения основаны на полной и достоверной информации, представленной плательщиком в запросе.

Оценку полноты и достоверности информации, представленной плательщиком в запросе о получении разъяснений в уполномоченный государственный орган, должен давать орган, ведущий административный процесс.

Важно! Указанное письмо не распространяется на применение письменных разъяснений, данных уполномоченным государственным органом в отношении неограниченного круга лиц по запросам предпринимательских и иных объединений (союзов), групп плательщиков или без указанных запросов через непосредственную рассылку, публикацию в средствах массовой информации, размещение в Интернете.

Читать еще:  Налоговые уведомления2019 2020 самые распространённые вопросы физлиц к фнс

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Интересной представляется практика работы с письменными разъяснениями в Российской Федерации. Для размещения разъяснений по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на официальном интернет-сайте ФНС России работает информационный сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные к применению налоговыми органами». Он является инструментом реализации административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков при исполнении ФНС России государственной функции по бесплатному информированию и базой документов, носящих разъяснительный характер, по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах в целях формирования единой правоприменительной практики исчисления и уплаты налогов и сборов.

Сервис содержит методологические позиции по налоговому законодательству, согласованные с Минфином России. Целью его является единообразное применение норм налогового права по всей вертикали налоговых органов на всей территории Российской Федерации.

Сервис еженедельно пополняется актуальными разъяснениями методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов, которые являются обязательными для применения работниками территориальных налоговых органов при реализации возложенных на них полномочий.

"ФНС вправе давать разъяснения по применению налогового законодательства. "

Отголоски административной реформы, начало которой положил Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314, дают о себе знать до сих пор. Дело в том, что этот указ, а точнее его пункт 15, внес некоторую сумятицу в разъяснительную работу налоговиков. Согласно упомянутому пункту указа № 314, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в области налогов и сборов, а также по ведению разъяснительной работы в этой сфере были переданы Минфину России.

Отголоски административной реформы, начало которой положил Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314, дают о себе знать до сих пор. Дело в том, что этот указ, а точнее его пункт 15, внес некоторую сумятицу в разъяснительную работу налоговиков. Согласно упомянутому пункту указа № 314, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в области налогов и сборов, а также по ведению разъяснительной работы в этой сфере были переданы Минфину России.

В то же время новации, которые установил указ № 314, потребовали изменений в законодательстве и, в частности, в НК РФ. Ведь в нем налоговики по-прежнему числились основным органом, дающим разъяснения налогового законодательства. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 29.06.04 № 58-ФЗ. Этот закон поправил статьи Налогового кодекса, посвященные методологической работе. По идее, эти правки должны были лишь перенести в НК РФ положения указа № 314. Однако на практике получилось немного не так. Четкого разделения полномочий между налоговой службой и Минфином законодателям добиться не удалось.

Одни разъясняют, другие информируют

Даже поверхностный взгляд на нормы НК РФ, регулирующие разделение полномочий Минфина и ФНС России по разъяснению законодательства, показывает их нечеткость и противоречивость. Так, согласно статье 34.2 кодекса, к полномочиям Минфина России отнесены письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

В то же время в соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах. Кроме того, в полномочия налоговиков входит информирование о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.

При этом законодатель не потрудился разъяснить, в чем заключается принципиальная разница между формулировками «разъяснять законодательство» и «информировать о законодательстве». В результате непонятно, в чем отличие между разъяснениями, полученными налогоплательщиком от Минфина, и информацией, полученной по тому же вопросу от ФНС России.

А ведь интерес к этому вопросу далеко не праздный — от статуса разъяснения зависит возможность привлечения налогоплательщика, выполнявшего разъяснение, к ответственности. Напомню, что статья 111 Налогового кодекса говорит буквально следующее:

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Как видим, здесь прямо названы разъяснения Минфина. Но одновременно говорится и о разъяснениях «иного уполномоченного государственного органа». Резонен вопрос: считается ли таковым органом ФНС России?

Минфин не против

Ответ на этот вопрос начну с обращения к статье 9 Налогового кодекса. Она прямо определяет налоговые органы в качестве участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Так что формально налоговую службу вполне можно признать «иным уполномоченным органом».

Однако очевидно, что признание разъяснений ФНС России в качестве освобождающих от ответственности будет зависеть еще и от того, какую позицию займет Минфин. И надо заметить, главное финансовое ведомство страны не стало держать налогоплательщиков в неведении. В письме от 14.01.05 № 03-02-07/2-4 Минфин указал, что налоговые органы имеют право пояснять налогоплательщикам, как правильно применять нормы НК РФ и других законов о налогах.

Этот вывод специалисты Минфина основывают на том, что НК РФ дает право налоговикам информировать плательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Кроме того, Минфин России ссылается на подпункт 6.3 пункта 6 Положения о федеральной налоговой службе*. Этот пункт разрешает налоговикам давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности ФНС России.

Наконец, в качестве еще одного аргумента Минфин России ссылается на подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса. Согласно им, налогоплательщики вправе получать от финансовых и налоговых органов соответствующую информацию. А под такой информацией вполне могут подразумеваться и разъяснения по действующему законодательству.

Таким образом, можно сделать вывод, что Минфин признает ФНС России тем уполномоченным органом, который вправе издавать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Значит, если плательщики будут руководствоваться этими разъяснениями, то смогут избежать ответственности (ст. 111 НК РФ).

Если позиции разошлись

Итак, как мы выяснили, фактически разъяснения по налогообложению могут давать два государственных органа — Минфин и ФНС России. Но если разъяснения будут исходить из разных источников, вполне возможно и расхождение в позициях. Как быть в таком случае?

На мой взгляд, при решении вопроса о том, чьим разъяснением пользоваться, налогоплательщику нужно обращать внимание на следующее. Во-первых, надо помнить, что Минфин России — это орган, координирующий деятельность ФНС. Поэтому в случае расхождения его позиции с позицией налоговых органов определяющим будет именно подход министерства. Во-вторых, нужно внимательно следить за датами таких разъяснений. Здесь надо применять именно то разъяснение, которое относится к периоду, интересующему налогоплательщика. И последующая смена позиции ведомства уже не должна влиять на возможности привлечения к ответственности.

На правильность такого подхода указывает и формулировка статьи 111 НК РФ. В ней прямо сказано, что от ответственности освобождают те разъяснения, которые относятся к периодам совершения правонарушения.

Наконец, в-третьих, нужно обращать внимание на суть вопросов, рассмотренных специалистами разных ведомств. Очень может быть, что при внешней схожести они посвящены совершенно разным моментам одной и той же проблемы. Значит, между ними нет и противоречия.

* Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector