3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация налогового контроля

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Организация налогового контроля в РФ

Понятие и содержание налогового контроля

Неотъемлемой частью системы регулирования является контроль, цель которого заключается в вскрытии отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, в эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность применить корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Контроль позволяет не только оценивает правильность исполнения законодательных актов, но и понимать насколько эффективно существующее законодательство, и какие изменения надо внести.

Налоговый контроль представляет собой часть государственного финансового контроля. Так объектом налогового контроля являются экономические, распределительные отношения по поводу формирования финансовых ресурсов государства. Налоговый контроль ограничен сферой отношений, которые образуются в процессе уплаты налогов и сборов. К остальным составляющим государственного финансового контроля относятся также валютный, банковский, бюджетный и таможенный контроль. Сущность налогового контроля как одной из функций государственного управления заключается не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль представляет собой и систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства. Налоговый контроль определяется как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых нарушений, обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Без легальных форм развития бизнеса экономика любого государства не может нормально функционировать, а правительство не в состоянии собирать налоги. В современных условиях создание прочного финансового фундамента существования государства и общества в целом, успешная реализация реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, который призван обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Экономическое и социальное развитие любого современного государства во многом зависит от того, насколько развитой является система налогового контроля и налогообложения.

Налоговый контроль является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, который отличается полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, и уменьшением числа судебных разбирательств и жалоб на действия субъектов налогового контроля.

На сегодняшний день в российском законодательстве понятие налогового контроля закреплено в ст.82 Налогового Кодекса РФ. Согласно которой налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства o налогах и сборах.

Необходимо также отметить, что в этом определении не упомянули контроль за выполнением банками обязанностей по исполнению поручений налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налога в бюджетную систему. Однако в пп. l п. 11 ст. 31 HK РФ закреплено за должностными лицами налоговых органов право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение соответствующих обязанностей.

Читать еще:  Ндфл с переходящих отпускных как платить

Налоговый контроль должен основываться на принципах определяющие организацию и эффективное осуществление самого контроля. Может выделить такие принципы как базовые, в которые входят принцип всеобщности, принцип единства, принцип гласности, принцип достоверности, и специфические, к которым можно отнести принцип эффективности, характеризующий соотношение затрат и экономических выгод. Принцип эффективности показывает экономическую целесообразность налогового контроля.

Цель налогового контроля состоит в проверке законности финансовой деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в сфере выполнения ими обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Также налоговый контроль должен стимулировать совершенствование налоговый системы, исключая или сводя нарушения налогового законодательства к минимальным показателям. Таким образом, обеспечивая эффективное социально-экономическое развития страны, которое невозможно без своевременного и полного поступления в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Задача налогового контроля заключается в деятельности по проверке, выявлению, фиксированию и устранению выявленных нарушений в сфере налогообложения и сборов. Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • — выявление отклонений (обнаружение фактов, указывающих на признаки возможного снижения налоговых доходов);
  • — анализ причин отклонений (исследование обстоятельств, определивших финансовые потери бюджетной системы, и установление фактов нарушения налогового законодательства);
  • — коррекция (восстановление налоговых обязательств в предусмотренной законом величине, принятие мер по возмещению причиненного ущерба бюджетам за счет доначисления налогов и пени, возврат излишне уплаченных сумм);
  • — превенция (выявление и минимизация негативного воздействия факторов, способствующих нарушениям налогового законодательства, осуществление профилактических мероприятий по предупреждению уклонения от уплаты налога);
  • — правоохрана (привлечение к ответственности лиц, виновных в налоговых правонарушениях).

Реализация этих задач налогового контроля способствует укреплению налоговой дисциплины. Таким образом, главная цель налогового контроля — это обеспечение поступления налоговых доходов в бюджетную систему государства посредством побуждения к благовременной и полной уплате налогов.

Говоря о налоговом контроле, следует помнить о его делении на государственный контроль, осуществляемый органами законодательной власти, и негосударственный контроль (осуществляемый аудиторскими организациями).

Государственный контроль осуществляют налоговые органы. Основными обязанностями налоговых органов является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Свою деятельность они осуществляют при помощи форм и метод налогового контроля. Эффективность налогового контроля зависит от правильности выбора форм и методов.

Налоговые органы осуществляют свои контрольные полномочия в формах и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Форму налогового контроля можно определить, как способ организации, осуществления комплекса определенных мероприятий налогового контроля и формального закрепления их результатов, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля. Выбор формы налогового контроля имеет большое значение как с точки зрения обеспечения результативности налоговой системы, так и соблюдения прав и законных интересов контролируемых лиц.

Основными формами, с помощью которых должностные лица налоговых органов осуществляют налоговый контроль являются:

  • — налоговые проверки;
  • — получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • — проверки данных учета и отчетности;
  • — осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • — другие формы, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Перечень форм налогового контроля не является закрытым. Так, начальным этапом налогового контроля является постановка на учет в налоговом органе. К формам налогового контроля можно также отнести контроль за правильностью и своевременностью налоговых поступлений, который подразумевает учет налоговых платежей на лицевых счетах по каждому налогоплательщику в разрезе отдельных налогов и сборов. На счетах отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и штрафных санкций, а также данные о фактических поступлениях налоговых платежей в бюджет.

Все формы налогового контроля можно разделить по содержанию на две группы:

  • 1) обусловленные императивностью налогов — различные виды проверок. Сущностный признак этих форм — возможность применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства непосредственно в процессе реализации результатов контроля. Формой предварительного контроля в этой группе является профилактика налоговых правонарушений (постановка на учет налогоплательщиков, их информирование, консультирование и др.);
  • 2) обусловленные контролирующей ролью налогов (наблюдение, мониторинг, получение и обработка информации об отклонениях налоговых поступлений от заданных параметров, анализ и оценка принятых решений в области налогообложения, в том числе нормативных актов, и др.).

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка. Налоговая проверка определяется как комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который реализуется посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием их финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с НК РФ на сегодняшний день налоговые проверки разделены на камеральные и выездные. Они являются важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения, используются в рамках одной из форм налогового контроля, под которыми понимаются способы и приемы практического осуществления этого вида деятельности.

Методы налогового контроля подразделяются на следующие группы:

  • 1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, применимые при реализации любого вида деятельности
  • 2) специальные методы исследования: проверка документов, экономический анализ, исследование предметов и документов, осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, экспертиза и т.д.. Применение данных методов предполагается именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;
  • 3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение и другие.

Выбирая те или иный формы и методы налогового контроля, их сочетание и последовательность использования, должностные лица налоговых органов должны учитывать различные факторы: специфику налогоплательщика; цели конкретных мероприятий налогового контроля и т.д.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что являясь одной из функций государственного управления, налоговый контроль представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Основными критериями эффективности налогового контроля являются мобилизация в бюджетную систему налоговых поступлений; объем учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качество налоговых проверок, снижение числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращение времени на контакты с налогоплательщиками.

Можно выделить следующие направления, по которым выполняется налоговый контроль:

  • — проверка исполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;
  • — проверка постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с этими обязанностями;
  • — проверка правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременность предоставления налоговых деклараций и достоверность содержащихся в них сведений;
  • — проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджетную систему РФ налогов и сборов;
  • — проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
  • — при проведении повторной выездной налоговой проверки осуществляется контроль за деятельностью налогового органа, ранее проводившего налоговую проверку;
  • — проверка выполнения органами, организациями и должностными лицами обязанности по сообщению налоговым органам сведений, связанных с учетом налогоплательщиков (ст.85 НК РФ) и др.

Важная роль налогового контроля заключается и в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.

Формы и виды налогового контроля

Формы и виды налогового контроля

Похожие публикации

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Читать еще:  Налог на выигрыш в россии в 2019 - 2020 году

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения — не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг — относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам

Налоговый мониторинг представляет собой способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что в свою очередь освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов (письмо ФНС России от 17.12.14 г. № ЕД-4-2/26194).

В настоящее время при существующей ситуации нестабильности цен на нефть, курса рубля перед налоговыми органами стоит задача реализации мер, направленных на противодействие созданию и использованию схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета.

Согласно показателям, размещенным на официальном сайте ФНС России, в результате работы по активизации поступлений в бюджетную систему РФ в первом полугодии 2015 г. показатель эффективности взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания вырос и составил 69,6%.

Как сообщил руководитель ФНС России Михаил Мишустин, по итогам 2016 г. при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений — в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн руб., что на 700 млрд руб. или на 5% больше, чем в 2015 г.

В 2016 г. на 12% сократилось количество жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на результаты контрольных мероприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также снизилось (на 7%) и количество споров по вопросам государственной регистрации.

Объективный пересмотр результатов контрольных мероприятий и оперативное реагирование на нарушение прав налогоплательщиков по результатам рассмотрения жалоб снизили количество судебных споров с бизнесом на 70% по сравнению с 2015 г. Однако удельный вес сумм, рассмотренных в судах по таким спорам в пользу бюджета, сохранился на уровне 80%.

В 2015 г. Минфином России были разработаны Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее — Основные направления).

Налоговый мониторинг

По мнению налоговых органов, значение института налогового мониторинга заключается в следующем:

формирование оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа; повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах; существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата; повышение прогнозируемости налоговых платежей; своевременное выявление пробелов и коллизий в законодательстве РФ о налогах и сборах; сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров; обеспечение повышения уровня правовой культуры налогоплательщиков.

Читать еще:  Что произойдет с формой 6ндфл с 2019 - 2020 года

Проведение налогового контроля в данной форме является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое в свою очередь принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга (далее — заявление) и представленных вместе с ним документов, информации (п. 2 ст. 105.26, п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Следует отметить, что п. 3 ст. 105.26 НК РФ определены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление:

  • общая сумма налоговых выплат (НДС, налог на прибыль, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых) за предшествующий год должна быть более 300 млн руб.; общий доход за предшествующий год должен превышать 3 млрд руб.; стоимостная сумма активов на последний день предшествующего года — не менее 3 млрд руб.

Если организация соответствует указанным требованиям, она вправе не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление по форме, утверждаемой ФНС России (п. 1 ст. 105.27 НК РФ).

При проведении налогового мониторинга взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком происходит в режиме онлайн. Налоговый орган проводит сверку электронных сведений бухгалтерской базы контролируемой организации и сведений, имеющихся у налоговых органов.

Участники налогового мониторинга также могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом; соответствующие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 1.05.16 г. № 130-ФЗ. Так, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга.

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ.

Если при проведении налогового мониторинга инспекция установила факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение, которое отражает его позицию и является документом, обязательным к исполнению контролируемым лицом (пп. 1, 3 и 7 ст. 105.30 НК РФ).

Организация исполняет мотивированное мнение путем учета позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.

Положительным моментом для налогоплательщика является правило о том, что на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, не начисляются пени (п. 8 ст. 75 НК РФ).

В свою очередь в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.

Если налогоплательщик выбирает такую меру контроля, как мониторинг, по общему правилу налоговые органы не могут проводить в отношении него камеральные и выездные налоговые проверки, это, безусловно, плюс.

Однако есть исключения, описанные в п.п. 1.1 ст. 88 и п.п. 5.1 ст. 89 НК РФ, при возникновении которых налоговая проверка состоится.

Принимая во внимание, что в рамках налогового мониторинга налоговый орган имеет право проводить достаточно широкий спектр мероприятий налогового контроля и получает доступ в режиме реального времени ко всей бухгалтерской и налоговой документации, а также возможность проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом, можно прийти к выводу, что отсутствие налоговых проверок при проведении налогового мониторинга является декларативной нормой.

Со стороны налогоплательщика в случае участия в налоговом мониторинге возникает главный вопрос, насколько российский бизнес готов находиться в режиме постоянной налоговой проверки. Представляется, что при таком режиме налогоплательщикам потребуется увеличивать штат налоговых юристов и финансистов либо прибегать к помощи профессиональных компаний в области налогового права, в том числе для составления компетентных разногласий на мотивированное мнение налогового органа.

Тем не менее, по данным официального сайта ФНС России, первым участником нового института налогового мониторинга стало ПАО «Мобильные ТелеСистемы». ФНС России одобрила заявление налогоплательщика об участии в расширенном информационном взаимодействии с налоговыми органами.

Согласно доступным сведениям в 2017 г. участниками налогового мониторинга станут организации, осуществляющие деятельность в сфере:

добычи нефти и производства нефтепродуктов (участники группы ПАО «Роснефть», ООО «Заполярнефть»); добычи природного газа (участники группы ПАО «НОВАТЭК»); производства и торговли (ООО «Руссоль», ООО «Юнилевер Русь»); производства и передачи электрической энергии и тепловой энергии (ПАО «ИнтерРАО»); оказания услуг связи, вещания и телевидения (ПАО «Мегафон», ПАО «МТС»); осуществления финансовой деятельности (АО Банк «Национальный Клиринговый Центр», ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)»).

Предварительный налоговый контроль

Согласно п. 7 Основных направлений с целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Например, в Швеции аналогичный институт «фискальный рескрипт» представляет собой выдачу комиссией по налоговому праву предварительного заключения (forhandsbesked) о налоговых последствиях той или иной сделки. Предварительное заключение может быть запрошено как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией; оно является обязательным для налоговых органов и применяется при налогообложении при условии, что соответствующий налогоплательщик пожелает этого.

По мнению налоговой службы, такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность предоставленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

В какой форме может быть реализован данный институт в России, пока неизвестно. Однако законодателю предстоит предусмотреть подробную процедуру, включая сроки, порядок исполнения разъяснений налоговых органов и др., чтобы механизм предварительного налогового контроля принес свои благотворные плоды.

В настоящий момент подобной деятельностью занимаются специализированные компании в форме налогового анализа, по результатам которого налогоплательщику предоставляется заключение о полноте и достоверности исчисления и уплаты налогов в бюджет, о возможных предложениях по оптимизации налоговых последствий. Налоговый анализ проводится не только по результатам всей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но может быть проведен по конкретной сделке или сделкам с определенным контрагентом.

Таким образом, можно с разных позиций толковать существующие показатели деятельности налоговых органов, а также вводимые меры совершенствования налогового администрирования, однако нельзя не заметить складывающуюся тенденцию снижения судебных споров и переход к урегулированию налоговых конфликтов на досудебном уровне. В такой ситуации, когда налоговые органы устанавливают факт налогового правонарушения, а не доказывают его, есть риск злоупотребления правом. Налогоплательщик должен всегда находиться в состоянии «налоговой готовности» и вести финансово-хозяйственную деятельность не только с учетом норм законодательства о налогах и сборах, а также руководствуясь позицией арбитражной судебной практики по налоговым спорам, писем и разъяснений органов государственной власти (Минфина России, ФНС России) и налоговой политикой государства.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector