10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто является налоговым резидентом в РФ в 2019 — 2020 году

Кто такой резидент и нерезидент?

Определение тому, кто такой резидент и нерезидент, содержится в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с ним резидентами являются, в частности, граждане РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России на основании вида на жительство; а также организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Нерезидентами являются иностранные граждане и иностранные организации, постоянно зарегистрированные и находящиеся в другой стране (подп. 7 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Есть и другое определение того, кто есть «резидент» и «нерезидент» для физических лиц. Это определение содержится в НК РФ и используется в налоговых целях.

Резиденты и нерезиденты

Для целей обложения налогом на доходы физических лиц граждане подразделяются на два статуса получателей дохода: резидент, нерезидент (гл. 23 НК РФ).

Налоговым резидентом РФ является человек, который находился на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Также налоговыми резидентами являются российские военные, служащие за границей, и сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые находятся в командировке за пределами РФ, независимо от фактического времени нахождения их на территории России (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Резидент или нерезидент: как определить срок нахождения в РФ

Срок нахождения гражданина на территории РФ (менее или более 183-х дней) отсчитывается со дня его въезда в Россию по день выезда из нее включительно (Письмо ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702 ). При этом срок нахождения человека в России прерывается при его выезде за границу, за исключением кратковременных зарубежных поездок (менее 6-ти месяцев) с целью лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Поскольку действующим законодательством РФ не определен список документов, на основании которых необходимо определять срок нахождения гражданина на территории России, установить период нахождения человека в РФ можно на основании отметок о его въезде (выезде), сделанными российской пограничной службой в таких документах, как загранпаспорт, миграционная карта и др.

Резидент и нерезидент: в чем отличия

Помимо непосредственно определения, кто является резидентом и нерезидентом РФ, Налоговый кодекс РФ содержит ряд отличий в налогообложении их доходов.

Для резидента и нерезидента Налоговым кодексом РФ установлен разный перечень доходов, облагаемых НДФЛ. В отличие от тех, кто является резидентом, у нерезидентов налог удерживается только с доходов, полученных от источников на территории России (ст. 209 НК РФ).

Кроме этого, при исчислении НДФЛ для резидента и для нерезидента в НК РФ предусмотрены разные ставки налога. В частности, полученный в рамках трудового договора доход физического лица, являющегося резидентом, облагается по ставке 13%. Доход же гражданина-нерезидента при этом в общем случае облагается по ставке 30%. Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах по полученным займам у резидента будут облагаться НДФЛ по ставке 35%, а у нерезидента – по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Посмотреть ставку НДФЛ для различных видов дохода для резидентов и нерезидентов можно с помощью Виртуального помощника по НДФЛ для налоговых агентов.

Еще одно отличие резидента от нерезидента заключается в том, что гражданин, являющийся резидентом, вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ. Нерезидент же оформить налоговые вычеты не может (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ).

В РФ меняют налоговое законодательство: стать нерезидентом будет сложнее, но они будут платить 13%; для ИП и самозанятых введут послабления

Минфин РФ внес в Госдуму предложения, которые грозят серьезными изменениями в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-2022 годы».

Читать еще:  Договор ГПХ налоги и взносы в 2019 - 2020 году

Предлагается снизить до 90 дней в год минимальный срок нахождения на территории РФ для сохранения налогового резидентства РФ. То есть в случае принятия проекта платить налоги в России обяжут тех граждан, которые провели в стране более 90 дней в году и имеют здесь недвижимость, бизнес и личные контакты. В настоящее время для признания гражданина «утратившим налоговую связь» с Россией необходимо провести в стране менее 183 дней.

Кроме того, Минфин предлагает снизить ставку НДФЛ для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ до уровня, по которому налог платят российские налоговые резиденты — 13%. Сейчас нерезидентам, которые получают доход от источника в РФ, приходится платить налог по ставке 30% за исключением отдельных прописанных в налогом кодексе случаев.

Данные предложения, как считают в Минфине, способны стимулировать инвестиции в России, уменьшить стимулы для состоятельных россиян надолго уезжать за границу, и упростят администрирование налога.

«Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации, аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации», — говорится в документе, который цитирует РИА «Новости».

Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов говорил, что многие предприниматели пользуются старыми правилами, чтобы не отчитываться налоговой службе об иностранных активах и не платить налог с нераспределенной прибыли. Силуанов заявлял, что одна из причин ужесточения налоговых условий — заставить российских бизнесменов, «которые в одно время убежали на Запад», вернуться в РФ.

Теперь на налоги одного гражданина будут претендовать сразу несколько стран

Минфин РФ считает, что даже если человек покидает Россию, у него все равно остается тут семья, дом, бизнес, поэтому государство считает, что налоги он должен платить тут.

Но как отмечают эксперты, опрошенные РБК, ужесточение правил налогообложения приведет к росту споров с другими юрисдикциями о получении преимущественного права на налогообложение.

Участятся случаи двойного или даже многократного резидентства, когда Россия наряду с другими странами будет претендовать на налоги одного гражданина.

Итогом этих изменений может стать рост количества международных споров с участием России по вопросам приоритетности взимания налогов.

Минфин решил поддержать малый и средний бизнес

Минфин также предлагает освободить ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), установивших онлайн-кассы, от подачи налоговых деклараций.

Предусматривается, что для предпринимателей на УСН, превысивших максимальный уровень доходов в 150 млн руб. в год и (или) численность сотрудников в 100 человек, будет введен льготный переходный период.

Такое послабление для сглаживания резкого роста налоговой нагрузки предлагало Минэкономразвития. Предприниматели на упрощенке платят налог 6% от доходов, но при превышении лимитов обязаны заплатить НДС за квартал, когда вышли за ограничения. Такой резкий рост налоговой нагрузки — одна из причин дробления бизнеса. Минэкономразвития предлагает разрешить бизнесу не платить ретроспективный НДС, а начислять его с начала нового года или нового квартала.

Предпринимателям на патентах предлагается разрешить уменьшать сумму начисленного налога на уплаченные страховые взносы.

ИП будут освобождены от уплаты страховых взносов на периоды содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы.

Самозанятым предоставят возможность добровольно перечислять взносы в Пенсионный фонд через мобильное приложение «Мой налог».

Планируется разрешить применять налоговый режим для самозанятых гражданам всех стран СНГ (пока применять специальный налоговый режим могут только иностранцы из государств — членов Евразийского экономического союза).

Кроме того, налог для самозанятых планируется распространить на другие регионы, кроме Москвы, Московской и Калужской областей и Татарстана, где он сейчас действует.

Кто является налоговым агентом по НДС в 2019-2020 годах

НДС налоговый агент в 2019-2020 годах в основном удерживает и уплачивает по тем же правилам, что и в предшествующие периоды. Однако небольшие изменения всё же произошли. Особенностям исполнения налоговой обязанности агентами посвящена наша рубрика «Налоговый агент (НДС)».

Кто такой налоговый агент по НДС

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговый агент – это лицо, которое обязано исчислить, удержать и уплатить налог за другое лицо.

Читать еще:  Отзываем работника из отпуска

О том, кто и почему признается налоговым агентом или, наоборот, таковым не считается, какие функции у агентов возникают в той или иной ситуации, а также какие проблемы при этом встречаются чаще всего, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

А о том, каковы обязанности налогового агента по сделкам с госимуществом, читайте в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

О новшествах в перечне налоговых агентов, возникающих с 2018 года, читайте в этой публикации.

Какие проводки по НДС отражает в учете налоговый агент

Перед любым плательщиком данной категории стоят 2 задачи:

  • удержать соответствующий НДС;
  • оплатить его в бюджет.

При этом оба этих действия, как и отвечающие им проводки, необходимо осуществить и отразить в учете в соответствии с требованиями, указанными в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Когда и как налоговому агенту удержать НДС

Удержать НДС необходимо:

  • если операции связаны с государственным имуществом (арендой или покупкой);
  • если на территории РФ приобретаются товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на учете в российском налоговом органе;
  • если посредник, участвующий в расчетах, реализует на территории РФ имущество иностранного поставщика, не состоящего на учете в российском налоговом органе;
  • если уполномоченные организации или ИП осуществляют операции по реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • если собственник (заказчик) судна не зарегистрировал его в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента получения права собственности на него.

Сумма налога, которую удерживает агент, может определяться несколькими способами.

Для расчета НДС по валютным платежам важным моментом является определение верного курса операции.

Как отразить удержание НДС

Удержание НДС в обязательном порядке сопровождается отражением налога в отчетности по НДС.

О том, в каком разделе декларации показать удержанные суммы и как заполнить основные показатели, читайте в статьях:

Когда не возникает обязанности налогового агента

Следует отметить некоторые моменты, наличие которых освобождает от функций агента:

  • при закупке имущества у обанкротившихся лиц;

ВАЖНО! С 2015 года не возникают функции налогового агента ни при продаже имущества в случае банкротства, ни при покупке имущества банкрота.

  • по некоторым видам арендных отношений;
  • при покупке имущественных объектов у спецрежимника;

ВАЖНО! При приобретении муниципального имущества у МУП, применяющего упрощенку, покупатель не является налоговым агентом.

  • при операциях с объектами, не подлежащими налогообложению.

В каких случаях при онлайн-бронировании услуг гостиницы за границей не нужно удерживать НДС, читайте в материале «Бронирование гостиниц, билетов заграницу: кто платит НДС».

Условия для вычета по НДС налогового агента в 2019-2020 годах

НДС, уплаченный агентом, может быть принят им к вычету. Но для того чтобы это сделать, необходимо определиться с некоторыми условиями:

  • Важен ли факт уплаты налога?
  • Обязательно ли оприходование объекта?
  • Имеет ли значение место оказания услуг?

Можно ли вычесть НДС, удержанный налоговым агентом с аванса, при возврате этого аванса иностранным контрагентом, читайте в материале «Иностранный контрагент вернул аванс. Что с НДС у российского покупателя».

Итак, вопрос исчисления суммы налога налоговым агентам содержит много интересных и специфичных моментов. Хотите узнать о них подробнее — следите за новостями в нашей рубрике «Налоговый агент (НДС)».

Изменения порядка определения налогового резидентства для физических лиц

Дата публикации: 02 октября 2019 .

Минфин России предложил изменить порядок определения налогового резидентства для физических лиц, а также уравнять налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Об этом намерении Минфина говорится в проекте об «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», который был внесен в Госдуму 1 октября 2019 года.

Читать еще:  ЕСН это какой налог за что и кем выплачивается

Планируемые изменения, в случае их реализации, окажут значительное влияние на налогообложении физических лиц. С самим текстом проекта можно ознакомиться здесь — https://sozd.duma.gov.ru/bill/802503-7

Напомним, что на сегодняшний день физическое лицо обязано уплачивать НДФЛ в России с общемирового дохода в случае, если оно является налоговым резидентом России, т.е. проживает в Российской Федерации более 183 дней в календарном году (при этом дни нахождения вне пределов России не включаются кратковременные выезды для обучения и лечения).

Именно статус налогового резидента в Российской Федерации обязывает физлицо декларировать свой общемировой доход в Российской Федерации и уплачивать с него подоходный налог, а также выполнять иные обязанности, в том числе по декларированию контролируемых иностранных компаний (подаче разнообразных уведомлений и финансовой отчетности КИК). Соответственно, утрата лицом такого статуса в России, позволяет снять себя часть налоговых обязанностей по декларированию своих доходов или КИК в России (однако, с высокой вероятностью приобрести эти или аналогичные обязанности в другой юрисдикции). Поэтому сегодня помощь физическим лицам в релокации и утрате статуса российского налогового резидента по-прежнему является одной из востребованных услуг.

В свою очередь Минфин предлагает сократить срок фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней. Также проект предусматривает, что в случае, если физическое лицо проживает в России менее 90 дней, это лицо также может быть признано налоговым резидентом России при наличии на территории России так называемого центра жизненных интересов (например, недвижимости, основного источника доходов лица или иного значимого объекта жизненных интересов).

Имплементация указанных положений в Налоговый кодекс сведет практически к нулю какое-либо эффективное налогового планирование в отношении КИК, основанное на релокации в другую юрисдикцию, поскольку в большинстве случаев, даже в случае фактического переезда в другую страну, физическое лицо «оставляет в России» объекты жилой недвижимости и источники дохода, что, при желании, позволит налоговым органам признать такое лицо налоговым резидентом и, соответственно, привлечь к ответственности в связи с неисполнением обязанностей по декларированию КИК и уплате налога с ее нераспределенной прибыли.

Более того, такой подход Минфина значительно увеличит число случаев, когда лицо признается налоговым резидентом одновременно в двух и более странах, что обычно приводит к тому, что лицо будет обязано декларировать и уплачивать налог с общемирового дохода одновременно во всех юрисдикциях, где оно признано налоговым резидентом, до тех пор пока государства, которые претендуют на его налоги не договорятся о налоговом статусе этого лица, т.е. о том, чьим же налоговым резидентом гражданин все-таки является.

Вторым, более приятным новшеством Минфина является предложение уравнять налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации. Такая инициатива Минфина, безусловно, вызывает удивление своим либерализмом, поскольку наличие повышенной налоговой ставки для нерезидентов является общепринятой мировой практикой и существующие ставки налога для нерезидентов в России в размере 15% и 30% не является беспрецедентно высокими.

В случае реализации этих инициатив Мифина, соответствующие налоговые положения о резидентстве вступят в силу не ранее 2021 года, а вот в отношении уравнивания ставок изменения можно ожидать и со следующего года. У лиц, пользующихся преимуществом отсутствия у них статуса налогового резидента России для решения проблем с КИК, остается определенный запас времени, для оценки рисков и выработки стратегии действий в отношении КИК к 2021 году.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector