3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комиссия по легализации налоговой базы 2019 — 2020

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Основные особенности комиссий

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Состав комиссии

Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

  • Сотрудники налоговых органов.
  • Представители местных органов управления.
  • Представители ПФР, ФСС.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Прокурор.
  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

Особенности проведения и организации комиссии

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Как вести себя на комиссии по легализации

Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?
  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
  • Число сотрудников в компании и их специализация.
  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Что говорить на комиссии

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Неявка на заседание комиссии

Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

  1. Отправка повторного уведомления.
  2. Отправка уведомления в ФНС.
  3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
  4. Подготовка глубокой проверки.

Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

Из ИФНС пришел вызов на комиссию

Все, что нужно знать о комиссиях по легализации налоговой базы

Чтобы подвигнуть налогоплательщиков к пополнению бюджета, при инспекциях на местах и региональных УФНС действуют комиссии по легализации налоговой базы Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 . На них могут пригласить практически любую фирму или ИП, а не только тех, у кого убытки или чьи зарплаты недотягивают до определенного уровня. «Приглашение» явиться на ковер игнорировать не стоит, выйдет себе дороже. Но если ваш директор не привык вникать в налоговые тонкости бизнеса, то лучше не отправлять его одного на комиссию.

Кто входит в зону риска

Итак, первыми претендентами на вызов в ИФНС являются следующие налогоплательщик и Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 :

  • показывающие убытки на протяжении как минимум 2 лет подряд;
  • имеющие большую долю вычетов по НДС (89% и более);
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, по налогу при «доходно-расходной» УСН, по акцизам, ЕСХН, а также по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается, в частности:
  • для фирм, занимающихся производством продукции, — нагрузка менее 3%;
  • для торговых организаций — менее 1%.
Читать еще:  Авансовые платежи по земельному налогу

При этом налоговая нагрузка определяется так:

  • работодатели, выплачивающие зарплату ниже среднеотраслевого уровня в субъекте РФ либо ниже регионального прожиточного минимума. Последние, кстати, под особым прицелом у налоговиков.

Низкие зарплаты интересуют налоговиков не потому, что они радеют о благосостоянии ваших работников. Их цель — вывести из тени серые зарплаты и тем самым повысить собираемость НДФЛ. Кстати, недавно ФНС поручила территориальным инспекциям усилить работу на этом направлени и Письмо ФНС от 09.06.2016 № ЕД-4-15/10246@ ;

  • налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога или снизившие поступления по нему более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом;
  • предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от всего полученного за год дохода;
  • предприниматели, имеющие НДС к уплате, но сдающие нулевые декларации 3-НДФЛ.

Кстати, не только убытки, низкие доходы и маленькие зарплаты могут явиться причиной для вызова в налоговую. Большой доход тоже может сподвигнуть налоговиков пообщаться с вами. Вот реальный случай. Предприниматель, у которого нет работников, показал годовой налогооблагаемый доход в несколько десятков миллионов рублей. Инспекция заинтересовалась: как ИП один, без работников, мог столько заработать? Наверняка тут что-то нечисто, может, он кого-то нанимал и платил черную зарплату.

Если вы нашли себя среди тех, кого налоговики могут отобрать для «разбора полетов», вам имеет смысл более внимательно ознакомиться с материалом ниже.

Первый тревожный звонок

Тем, кто попал под прицел, налоговики заблаговременно — не позднее чем за 1 месяц до даты предполагаемой комиссии — рассылают типовые информационные письм а приложение № 11 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 . В них излагаются все подозрительные, по мнению инспекторов, факты и обстоятельства. Кроме того, в письме налогоплательщику предлагается самостоятельно встать на путь исправления, а именно:

  • перепроверить свои налоговые показатели и представить либо пояснения, либо уточненки с увеличенной суммой налога;
  • погасить задолженность по НДФЛ;
  • принять меры по повышению зарплаты до желаемого уровня;
  • оценить свои риски в соответствии с Общедоступными критериям и приложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ , по которым налоговики отбирают претендентов для выездных проверок.

С того момента, как вы получили такое письмо, у вас есть 10 рабочих дней на то, чтобы должным образом продемонстрировать свою «работу над ошибками». Например, подать уточненную декларацию и доплатить налог либо письменно аргументировать причины, из-за которых вы стали объектом внимания налоговико в Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 . Если же вы считаете, что у вас все нормально, то можете не подавать в инспекцию никаких письменных пояснений на этот счет. Такая обязанность нигде не установлена.

Вызов на ковер

Если, что называется, делом вы никак не отреагируете на информационное письмо, тогда уже налоговики пригласят вас для «разговора по душам», прислав Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агент а) приложение № 2 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ с указанием даты, места и времени встречи.

Борьба с «теневыми» зарплатами не ограничивается вызовом плательщиков на комиссию. Так, в некоторых регионах при УФНС работают «зарплатные» горячие линии

Сразу скажем: не повторяйте ошибок тех, кто пытался оспаривать в суде вызов на комиссию. Это бессмысленное заняти е см., например, Постановления АС ЗСО от 15.08.2014 № А67-7552/2013 ; ФАС ЗСО от 08.05.2014 № А27-10859/2013 ; ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 . Налоговые органы имеют полное право вне рамок проверки вызывать налогоплательщиков письменным уведомлением для дачи пояснени й подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ . А те, в свою очередь, обязаны выполнять законные требования налоговико в подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ .

Проигнорировать вызов, не явившись на комиссию без уважительной причины, тоже не лучшая идея. Во-первых, за неявку грозит штраф для руководителя фирмы или предпринимателя — от 2000 до 4000 руб. ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ Правда, он может быть взыскан только через суд ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ . Также заметим, что этот штраф предусмотрен именно за необоснованную неявку. Если же налогоплательщик явится, но откажется давать пояснения, то оштрафовать его налоговики не вправ е Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 2.3) .

Во-вторых, от вас все равно не отстанут, а вызовут на комиссию повторно. Если вы снова не явитесь, тогда последует приглашение на комиссию уже в региональное УФНС. Ну а если и этот вызов останется без ответа, тогда выездная проверка вам практически обеспечен а Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 . Стоит ли говорить, что пренебрежение повторными вызовами на комиссию — это повод для повторных же штрафов для руководителя или ИП.

СОВЕТ

Если явка на комиссию в назначенный день невозможна по какой-то уважительной причине (например, командировка директора или болезнь главбуха), сообщите об этом в ИФНС, лучше письменно. Заседание, скорее всего, перенесут на другую дату и повторно пришлют уведомление.

Кому идти?

По-хорошему, инспекторы хотят лицезреть непосредственно руководителя (ИП) или главного бухгалтера. Но на комиссию может прийти и какой-либо иной представитель налогоплательщика, в частности юрист компании, естественно, с доверенностью. Можно явиться и в большем составе, например главбух и юрисконсульт.

Внимание

Если на комиссию пойдет только главный бухгалтер, то ему надо иметь с собой соответствующую доверенность, выписанную руководителем организации или предпринимателем.

Главное, чтобы представитель не был формальным, отправленным на комиссию, что называется, для видимости. Он должен суметь выстроить конструктивный диалог с инспекторами, грамотно ответить на их вопросы и привести разумные и убедительные доводы по тем фактам, которые явились причиной вызова на комиссию (убыточность, низкие зарплаты и т. д.). А значит, это должен быть человек, хорошо осведомленный о состоянии дел вашей фирмы или ИП. Присутствие на комиссии человека несведущего, не способного внятно объяснить те или иные факторы, — это лишний повод для инспекторов взять налогоплательщика на карандаш. В связи с этим если, к примеру, ваш директор не очень хорошо разбирается в налоговых делах компании, то лучше ему пойти вместе со специалистом на комиссию.

Внимание

Представлять на комиссию копии каких-либо документов, запрошенных в уведомлении о вызове, — это ваше право, а не обязанность.

Тому, кто пойдет на комиссию, целесообразно загодя выстроить линию защиты. То есть продумать аргументы, которые помогут обосновать наличие у вас «подозрительных» обстоятельств. При этом можно запастись доказательствами вашей правоты, например расчетами, копиями документов, регистрами налогового и бухгалтерского учета. Многие бухгалтеры берут с собой заранее подготовленные пояснения и затем просят приобщить их к материалам заседания комиссии.

Так, например, низкую прибыльность можно объяснить кризисом, общим падением спроса и продаж, высокой конкуренцией, новым видом деятельности и т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания на стадии развития, необходимость привлекать займы, высокая трудоемкость.

А вообще бояться комиссий не надо, если, конечно, вы не злостный уклонист. По большому счету, это воспитательная работа с налогоплательщиками, не более. Хотя и с некоторыми элементами устрашения. К примеру, на «зарплатных» комиссиях, кроме самих инспекторов, нередко присутствуют представители ПФР, трудинспекторы, работники правоохранительных органов и прокуратур ы Письмо ФНС от 09.06.2016 № ЕД-4-15/10246@ .

Читать еще:  Декларация по налогу на прибыль за 2 квартал 2019 - 2020

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

По итогам заседания комиссии информация о деятельности налогоплательщика может быть направлена налоговиками в органы внутренних дел, прокуратуру, трудинспекцию и иные контролирующие органы.

Если вкратце, то с вами побеседуют, настоятельно порекомендуют улучшить свои налоговые показатели, предупредят о возможности выездной проверки и отпустят с миром. Кстати, все данные вам рекомендации и срок для устранения нарушений будут изложены в протоколе заседания комиссии, с которым вас должны ознакомить под роспись. Если пожелаете, вам выдадут и копию протокол а Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 .

В свою очередь, вы узнаете, какое досье есть у налоговиков на вашу компанию, сможете объективно оценить свои риски и, что называется, подстелить соломки на особо проблемные участки вашего налогового учета.

Итак, комиссия прошла. К чему готовиться? К тому, что вы теперь на особом контроле у ИФНС. И скорее всего, за вами будут какое-то время наблюдать на предмет того, учли ли вы рекомендации налоговиков.

Если же никаких положительных в налоговом плане сдвигов замечено не будет, с большой долей вероятности можно сказать, что вас включат в претенденты на выездную проверку.

Конференция «Налоговый контроль и налоговые проверки 2019-2020»

Лекторы

Москва

Памятка участника

ВЕДУЩИЕ

Т.С. СМИРНОВА – к.ю.н., налоговый консультант, начальник отдела документальных проверок и ревизий Управления экономической безопасности МВД.

А.Н. МЕДВЕДЕВ – к.э.н., генеральный директор компании «Аудит БТ», член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, участник знаковых российских налоговых споров (обосновал позиции для защиты налогоплательщиков в спорах на несколько миллиардов рублей – от налоговых проверок и до Президиума ВАС РФ) и другие специалисты.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ

  • Новое о налоговом контроле в 2019 году. Перспективы изменений -2020. Аудиторская тайна и статья 93.2 НК РФ – что важно знать бухгалтеру. Как налоговые органы соблюдают новые сроки для камеральной проверки и новые требования по дополнительным мероприятиям контроля.
    Сроки для встречной проверки, новые основания для блокировки счета и другие изменения. Спецотделы налоговых органов для поиска схем по обналичке и однодневок. Контроль онлайн-касс налоговыми органами.
  • Статья 54.1 НК РФ и ее влияние на налоговую практику. Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента. «Виновная осведомленность» должностных лиц. Судебные решения о необоснованной налоговой выгоде.
  • Комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ и базы по страховым взносам – кого вызовут инспекторы. Как выявляются «конвертные» схемы выплаты зарплаты. Схемы оптимизации, определенные налоговыми органами и опасные для налогоплательщика. Дробление бизнеса – уклонение от уплаты налогов или разумные хозяйственные цели? Как контролирующие органы борются с противозаконными налоговыми схемами и фирмами – «однодневками».
  • Субсидиарная ответственность должностных лиц компании. Когда по долгам компании будет отвечать директор, а когда главный бухгалтер. Взгляд судебных органов на привлечение к ответственности главбуха.
  • Автоматическая система контроля за уплатой НДС – новации 2019 года. Как налоговые органы разоблачают схемы необоснованного возмещения НДС. Когда стоит добровольно уточнить свои обязательства по НДС. Как защититься от обвинений в неуплате налога. Важные судебные решения по НДС (КС РФ, ВС РФ), которые должны знать налогоплательщики.
  • Контроль банков за движением денежных потоков на счетах организаций, ИП и физических лиц. Полномочия банков и права клиентов банка. Какие операции на счетах могут вызвать подозрение у банка, особо опасные операции. Как выйти из черного списка банка. В каких случаях безналичные расчеты могут заинтересовать Росфинмониторинг. Судебная практика по отказам банков в проведении финансовых операций.
  • Проверка: как действовать налогоплательщику. Регламент проведения налоговой проверки (важные нюансы). Права и обязанности сторон проверки. Какие нарушения порядка проведения проверки помогут отменить решение проверяющих по формальным основаниям. Допрос свидетеля в ИФНС как форма налогового контроля. Выгодно ли представление апелляционной жалобы. Как выполнить требования проверяющих, не предоставляя избыточных сведений об организации. Камеральная и выездная проверка: что важно знать. Как избежать штрафа за непредставление или несвоевременное представление документов, истребуемых налоговиками. Встречная проверка: какие документы и пояснения по цепочке контрагентов необходимо представлять в налоговые органы. Меры ответственности за нарушение требований налоговых органов при встречной проверке.
  • Основные вопросы спора налогоплательщика с проверяющими– обсуждаем на практических примерах: Деловая цель хозяйственных операций и сделок? Реальность хозяйственных операций? Однозначная квалификация всех хозяйственных операций? Существует ли взаимозависимость участников сделок? Соответствие договорных цен рыночным? Чем доказывается реальность фактического существования контрагентов? и др.
  • Построение зашиты: от возражений на акт до иска в суд: объяснения специфики и масштабов деятельности налогоплательщика, экономические и правовые аргументы, анализ фактических обстоятельств, прецеденты из судебной практики – примеры и ситуации.
  • Доказательства на стадии мероприятий налогового контроля и на судебной стадии: какие, когда представляются и т.д.

Комиссия по легализации налоговой базы 2019

Комиссии по легализации налоговой базы теперь присматривают и за взносами

С 01.01.2017 ФНС РФ занимается администрированием большей части страховых платежей — всех, кроме взносов на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Главным фактором, предопределившим реформу в системе администрирования страховых платежей, эксперты называют не самый высокий уровень собираемости взносов фондами, которые ранее за них отвечали, — ПФР (отвечал также за сбор платежей для ФФОМС) и ФСС (в части взносов по больничным и декретным).

Отметим, что ФНС уже имеет опыт сборов подобных платежей. С 2001 по 2009 год ведомство администрировало единый социальный налог (ЕСН), позднее замененный взносами в ПФР, ФСС и ФФОМС. Примечательно, что до 2001 года за сбор взносов также отвечали внебюджетные фонды.

Процедура взаимодействия нового администратора соответствующих взносов с налогоплательщиками принципиально не изменилась в сравнении с работой ПФР и ФСС. Прежними остались наименования взносов, принципы их исчисления, применение льгот, сроки уплаты.

Однако основным регулирующим нормативным актом в рамках данных правоотношений стал НК РФ. В нем появилась новая глава 34, которая заменила ранее действовавшие федеральные законы, по которым осуществлялось администрирование страховых взносов государственными фондами.

В новые полномочия ФНС наряду с администрированием страховых платежей также входит получение отчетности по соответствующим платежам. Изначально данная компетенция принадлежала нескольким государственным фондам, и потому фирмы-работодатели были обязаны предоставлять несколько видов отчетности по страховым платежам.

  • в ПФР — формы РСВ-1 и СВЗ-М;
  • в ФСС — форму 4-ФСС.

За периоды начиная с 2017 года налогоплательщики предоставляют новый вид отчетности — Единый расчет по форме КНД 1151111 и направляют его в ФНС.

В свою очередь, в компетенции ПФР остается получение отчетности по форме СЗВ-М. В ПФР также нужно будет направлять новую форму — СЗВ-СТАЖ (в первый раз, по итогам деятельности в 2017 году, предоставляется до 01.03.2018).

В компетенции ФСС — отчетность в новой редакции — по приказу ФСС от 26.09.2016 № 381, в части сведений о взносах на травматизм (поскольку, как мы отметили выше, ФСС продолжит собирать данные взносы).

Как мы отметили выше, сроки уплаты страховых взносов в ИФНС с 2017 года— те же, что были установлены для перечисления страховых платежей в государственные фонды. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. ИП — в любых пропорциях уплачивают фиксированный платеж до конца года.

Читать еще:  Запрос на акт сверки с налоговой инспекцией 2019 - 2020 года

В свою очередь, законодатель осуществил заметную корректировку КБК по взносам, которые взимает в соответствии с полученными полномочиями ФНС.

Если работодатель не перечислил страховые платежи в государственные фонды вовремя за периоды до 2017 года, то ФНС будет ожидать их перевода с применением КБК:

  • по взносам в ПФР — 182 (код ФНС) 10202010061000160;
  • по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202101081011160;
  • по взносам в ФСС — (код ФНС) 10202090071000160.

В свою очередь, уплачивая страховые взносы в ФНС с 2017 года, работодатель применит, соответственно, коды:

  • для пенсионных взносов — (код ФНС) 10202010061010160;
  • для медицинских взносов — (код ФНС) 10202101081013160;
  • для взносов по больничным и декрету — (код ФНС) 10202090071010160.

ИП при задолженностях за периоды до 2017 года нужно применять КБК:

  • по взносам в ПФР — (код ФНС) 10202140061100160;
  • по взносам в ПФР с доходов более 300 000 руб. — (код ФНС) 10202140061200160;
  • по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202103081011160.

Заполняя платежки за периоды с 2017 года, ИП будет применять КБК:

  • по взносам в ПФР — (код ФНС) 10202140061110160;
  • по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202103081013160.

КБК для взносов ИП по доходам более 300 000 руб. за 2016 год: 18210202140061200160. Для платежа 2017 года отдельного КБК для 1% в ПФР нет – см. «На какой КБК предпринимателю платить взносы с дохода свыше 300 000 рублей?».

Фирма, не имеющая льгот по страховым взносам, уплачивает их по ставке 22% в ПФР (выше максимальной базы — 10%), 2,9% — в ФСС (в пределах максимальной базы), 1,8% — в ФСС за иностранцев, 5,1% — в ФФОМС.

ИП уплачивает фиксированный взнос за себя по формуле

ВЗС = ВЗС (ПФР) ВЗС (ФФОМС),

ВЗС (ПФР) — взнос ИП за себя в ПФР;

ВЗС (ФФОМС) — взнос ИП за себя в ФФОМС;

ВЗС (ПФР) = МРОТ × 12 × 0,26 Д300 × 0,01,

Д300 — доход, превышающий 300 000 руб.;

ВЗС (ФФОМС) = МРОТ × 12 × 0,051.

При этом максимальная величина показателя ВЗС (ПФР) определяется по формуле

ВЗС-ОБЩ (ПФР) = 8 × МРОТ × 12 × 0,26,

ВЗС-ОБЩ (ПФР) — максимально возможный взнос ИП за себя в ПФР.

Уплачивать страховые взносы в ФНС с применением различных льгот могут только фирмы-работодатели. Для ИП без работников возможность снизить платеж по соответствующей льготе отсутствует, если иное прямо не предусмотрено законом (далее в статье мы рассмотрим примеры подобных привилегий).

Работодатели же могут перечислять в ФНС страховые платежи (в зависимости от своего статуса, организационно-правовой формы и прочих оснований):

  • с применением уменьшенных ставок по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС в 2017–2019 годах и иных периодах;
  • в ПФР — по уменьшенной ставке, а в ФСС и ФФОМС — по нулевой ставке;
  • не платить взносы вовсе.

Рассмотрим, какие критерии определяют возможность применения указанных льгот фирмами-работодателями.

1. Ставки, установленные с 2017 по 2019 год:

  • по взносам в ПФР — 8% в 2017 году, 13% в 2018-м и 20% в 2019-м;
  • по взносам в ФСС — соответственно, 2%, 2,9% и 2,9%;
  • по взносам в ФФОМС — 4%, 5,1% и 5,1%.

Уплачивать взносы по приведенным ставкам вправе (при условии соблюдения прочих критериев, установленных ст. 427 НК РФ):

  • предприятия на УСН, которые занимаются интеллектуальными разработками;
  • предприятия, осуществляющие деятельность в особых экономических зонах.

2. Ставки, установленные для предприятий в сфере IT, которые работают за пределами особых экономических зон, с 2017 по 2023 год:

  • по взносам в ПФР — 8%;
  • по взносам в ФСС — 2%, для иностранцев и лиц без гражданства в статусе временно пребывающих в РФ — 1,8%;
  • по взносам в ФФОМС — 4%.

При этом тарифы для временно пребывающих граждан стран ЕАЭС установлены те же, что для россиян, а за временно пребывающих высококвалифицированных специалистов (не являющихся гражданами стран ЕАЭС), получающих свой статус по закону «О правовом положении иностранных граждан» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, взносы в ФСС уплачивать не нужно.

3. Ставки, установленные для фирм Севастополя, Крыма, резидентов свободного порта во Владивостоке:

  • по взносам в ПФР — 6%;
  • по взносам в ФСС — 1,5%;
  • по взносам в ФФОМС — 0,1%.

Данными ставками предприниматели Крыма и Владивостока могут пользоваться в течение 10 лет после приобретения своего льготного статуса.

Право на уплату взносов в ПФР по сниженной ставке — 20% и неуплату взносов в ФСС и ФФОМС имеют (при соблюдении, опять же, иных критериев, определенных ст. 427 НК РФ):

  • предприятия на УСН, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • фармацевтические организации и ИП (с лицензией) на ЕНВД;
  • благотворительные организации, НКО;
  • ИП на ПСН (с некоторыми ограничениями на виды деятельности).

Соответствующими льготами указанные хозяйствующие субъекты вправе пользоваться в 2017 и 2018 годах.

1. Работодатели, нанимающие сотрудников на места с вредными условиями труда (по видам работ, определенным законодательно), — по ставке 9%.

2. Работодатели, нанимающие сотрудников на места с тяжелыми условиями труда (также по видам определенных работ), — по ставке 6%.

3. Работодатели по п. 1 или 2, нанимающие сотрудников на места с вредными или опасными условиями труда, — по ставкам, зависящим от класса (подкласса) опасности или вредности, присвоенного по итогам спецоценки.

Так, самая высокая ставка установлена для 4-го класса (опасные условия труда) — 8%, самая низкая — для подкласса 3.1 (вредные условия) — 2%.

Если фирма обязана уплачивать дополнительные взносы по п. 3, то она не уплачивает те, что предусмотрены п. 1 или 2.

Еще одна разновидность взносов в ПФР — платежи на дополнительное социальное обеспечение. В соответствии со ст. 429 НК РФ данные взносы уплачиваются:

  • фирмами, которые являются работодателями для экипажей самолетов и вертолетов, — по ставке 14%.
  • фирмами, которые являются работодателями в сфере угольной промышленности, — по ставке 6,7%.

При этом перечни хозяйствующих субъектов, которые обязаны применять обозначенные тарифы на социальное обеспечение, устанавливаются законодательно.

^К началу страницы

Для основной категории плательщиков страховых взносов на период до 2018 года включительно сохранен тариф страховых взносов в размере 30 % (22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1 % на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10 %.

Тарифы в 2017-2019гг.(в %)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector